РЕШЕНИЕ от 28 ноября 2018 г. по делу № 44-5248/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс с ограниченным участием

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
инструкция по заполнению заявок
порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2018 г. по делу № 44-5248/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Администрации Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Уполномоченный орган):
ИП С. (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 29593/18 от 22.11.2018)
на действия Заказчика, Уполномоченного органа при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на комплексное обеспечение продуктами питания (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) ГБДОУ N 20, N 29, N 30, N 48, N 59 Кировского района Санкт-Петербурга (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
 
установила:
 
Извещение о проведении конкурса размещено 20.11.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200001418000171. Начальная (максимальная) цена контракта - 36 486 125, 53 рублей.
В жалобе ИП С. указывает на неправомерные действия Уполномоченного органа, Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в следующем:
- в установлении требований к содержанию заявок, непредусмотренных Законом о контрактной системе;
- в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", что не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта;
- в установлении ненадлежащего срока для дачи разъяснений конкурсной документации;
- в нарушении порядка описания объекта закупки, в части установления требований к товарам, которые определяются по итогам испытаний и не могут быть известны участникам закупки до момента их приобретения и проведения соответствующих испытаний.
Уполномоченный орган с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Согласно ч.ч. 1 и 3-4 ст. 56 Закона о контрактной системе, под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
При проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения указанного Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных указанной статьей.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 указанного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе;
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям настоящего Федерального закона.
В п. 7 раздела 7 части II "Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации Заказчиком установлено, что заявка на участие в конкурсе должна содержать сведения и копии документов, представляемые участником в качестве предложения участника в отношении условий исполнения контракта по критериям оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки": представляется в соответствии с требованиями пункта 11 части 2 настоящей конкурсной документации. Непредставление сведений по критериям оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" не является основанием для отклонения заявки.
Таким образом, Комиссия УФАС находит непротиворечащим требованиям Закона о контрактной системе установленное Заказчиком требование о представлении участниками закупки документов и сведений, подтверждающих квалификацию участника закупки. Комиссия УФАС отмечает, что по смыслу рассматриваемого требования конкурсной документации в его взаимосвязи с положениями ст. 51 Закона о контрактной системе, понятия "документы" и "сведения" являются равнозначными по своему смысловому наполнению.
В связи с чем, Комиссия УФАС находит довод Заявителя необоснованным в указанной части.
2. Заявитель также полагает, что требование, установленное Заказчиком о том, что предложение участника закупки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" представляется по форме в соответствии с Приложением N 4 к специальной части конкурсной документации, противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, как уже было отмечено, в силу ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, заявка на участие в аукционе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, требование, установленное Заказчиком о представлении в составе конкурсной заявки предложения участника закупки в отношении объекта закупки, соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
При этом, непредставление указанных сведений в силу ст. 53 Закона о контрактной системе будет являться основанием для конкурсной комиссии принять решение о несоответствии заявки требованиям конкурсной документации.
Вместе с тем, на момент рассмотрения жалобы, Комиссия УФАС не может согласиться с утверждением подателя жалобы, что положение документации, указывающее на необязательное представление сведений по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", вводит в заблуждение участников закупки, поскольку Заявителем в нарушение ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе не представлено доказательств, подтверждающих довод Заявителя.
3. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п. п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил, конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В соответствии с п. 11 Правил, для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
Сумма величин значимости показателей критерия оценки должна составлять 100 процентов.
Согласно п. 25 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок", в том числе, могут быть:
а) качество товаров (качество работ, качество услуг);
б) функциональные, потребительские свойства товара;
в) соответствие экологическим нормам.
Таким образом, в случае использования такого критерия, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Анализ конкурсной документации (п. 11 части II "Специальная часть. Инструкция участникам") показал, что для оценки заявок установлены следующие критерии оценки и величины значимости этих критериев:
а) характеризующиеся как стоимостные критерии оценки:
- цена контракта (значимость критерия: 70%);
б) характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки:
- Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия: 3%).
- Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки (значимость критерия: 27%).
В рамках оспариваемого Заявителем показателя Заказчиком установлен следующий порядок оценки:
Для оценки заявки участника по нестоимостному критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" предусмотрен показатель согласно таблице N 1:
Таблица N 1
 
Качество товаров (качество работ, качество услуг) 100% / 1,00
Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки 0
Наличие "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием" 20
Наличие "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки с описанием тип 2" 60
Наличие "Предложения о качественных характеристиках объекта закупки с описанием тип 1" 100
 
Для получения оценки (значения в баллах) по отдельному показателю для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по соответствующему показателю.
Для получения итогового рейтинга по заявке рейтинг, присуждаемый этой заявке по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки", умножается на соответствующую указанному критерию значимость.
Оценка заявки участника по показателю "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" определяется согласно представленному участником предложению о качественных характеристиках объекта закупки, которое включает в себя описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием (далее - Предложение о качестве) по форме в соответствии с Приложением N 4 к специальной части конкурсной документации. Предложение о качестве должно быть разработано участником с учетом требований технического задания со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью настоящей конкурсной документации, а также требований Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2003 N 98 "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03", Санитарных правил "СП 2.3.6.1066-01.2.3.5. Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 06.09.2001 и введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 "О введении в действие Санитарных правил" (далее - СП). Предложение о качестве должно соответствовать всем требованиям, указанным в техническом задании конкурсной документации и приложениях к нему, а также всем требованиям СП.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под разделами Предложения о качестве понимаются описание процесса исполнения контракта (раздел номер 1), описание контроля качества во время исполнения контракта (раздел номер 2), описание оборудования и машин, используемого во время исполнения контракта (раздел номер 3), описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта (раздел номер 4). В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" под объектом закупки понимается комплексное обеспечение продуктами питания (поставка, хранение, перевозка до пункта назначения, погрузо-разгрузочные работы, очистка и санитарная обработка транспортных средств) ГБДОУ N 20, N 29, N 30, N 48, N 59 Кировского района Санкт-Петербурга.
Предложение о качестве признается "Предложением о качественных характеристиках объекта закупки с частичным описанием" в случае, если
в составе заявки представлена форма в соответствии с Приложением N 4 к специальной части настоящей конкурсной документации, составленная в соответствии с требованиями настоящего пункта специальной части конкурсной документации и содержащая описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, или описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, или описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, или описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, или описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, или описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, а к указанной форме представлена пояснительная записка.
В случае, если в составе заявки представлена форма в соответствии с Приложением N 4 к специальной части настоящей конкурсной документации, составленная в соответствии с требованиями настоящего пункта специальной части конкурсной документации и содержащая описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием не в полном объеме, а к указанной форме представлена пояснительная записка, то такое Предложение о качестве признается "Предложением о качественных характеристиках объекта закупки с описанием тип 2".
Описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием признается представленным в полном объеме, если такое описание содержит описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием.
Описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, считается представленным не в полном объеме в случае, если такое описание содержит описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, или описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, или описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, или описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием.
Описание раздела Предложения о качестве считает не представленным, если оно не соответствует требованиями настоящего пункта специальной части конкурсной документации и/или не учитывает требования технического задания настоящей конкурсной документации и/или не учитывает требования СП, соответственно, описание раздела Предложения о качестве считает представленным, если оно соответствует требованиями настоящего пункта специальной части конкурсной документации, учитывает требования технического задания настоящей конкурсной документации и требования СП.
При указании сведений о соблюдении сотрудниками санитарных требований к личной гигиене необходимо указать принятые меры во исполнение таких требований и совокупность действий сотрудников, направленных на их соблюдение. В случае указания в Предложении о качестве каких-либо способов и/или методов и/или процедур, участнику закупки необходимо не только указать наименования способов и/или методов и/или процедур, но и описать их, то есть указать каким образом они осуществляются, кем и с какой периодичностью.
Участник закупки для получения баллов по данному показателю должен представить пояснительную записку к форме в соответствии с Приложением N 4 к специальной части конкурсной документации с описанием производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием. Такая пояснительная записка должна представлять собой отдельную таблицу, состоящую из двух столбцов. В первом столбце такой таблицы в отдельной строке указывается наименование объекта закупки, по которому участником закупки предполагается сделать описание производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием. Во втором столбце данной таблицы в отдельной строке напротив наименования объекта закупки, указанного в этой же строке в первом столбце этой же таблицы, указывается само описание производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием.
В рамках показателя "Качество товаров (качество работ, качество услуг)" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" пояснительная записка считается представленной, если в ней содержится описание производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, отвечающее требованиям технического задания настоящей конкурсной документации и Санитарных правил "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.07.2001 N 18, а также содержащее порядок организации и проведения производственного контроля, программу (план) производственного контроля, меры, направленные на устранение выявленных нарушений и недопущение их возникновения на объекте производственного контроля.
Инструкция по заполнению столбца 1 формы, являющейся Приложением N 4 к специальной части настоящей конкурсной документации: указывается номер строки в формате "Строка 1", "Строка 2", "Строка 4", "Строка 5" и т.д. Инструкция по заполнению столбца 2 формы, являющейся Приложением N 4 к специальной части настоящей конкурсной документации: указывается наименование объекта закупки, по которому участником закупки предполагается сделать Предложение о качестве. Инструкция по заполнению столбца 3 формы, являющейся Приложением N 4 к специальной части настоящей конкурсной документации: указывается номер раздела Предложения о качестве, по которому участником закупки предполагается сделать описание и само наименование раздела. Инструкция по заполнению столбца 4 формы, являющейся Приложением N 4 к специальной части настоящей конкурсной документации: указываются сведения по соответствующему разделу Предложения о качестве, указанному в столбце 3 этой же строки. Инструкция по заполнению формы, являющейся Приложением N 4 к специальной части конкурсной документации (общие положения): в рамках одной строки необходимо делать описание только одного раздела предложения о качественных характеристиках объекта закупки, при этом все столбцы должны быть заполнены в соответствии с настоящей инструкцией.
В случае, если в составе заявки представлена форма в соответствии с Приложением N 4 к специальной части настоящей конкурсной документации, составленная в соответствии с требованиями настоящего пункта специальной части конкурсной документации и содержащая описание процесса исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание контроля качества во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание оборудования и машин, используемых во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием в полном объеме, а к указанной форме представлена пояснительная записка, то такое Предложение о качестве признается "Предложением о качественных характеристиках объекта закупки с описанием тип 1".
В рамках порядка организации и проведения производственного контроля, указываемого участником закупки в пояснительной записке, должно содержаться, в том числе сведения о каждом составляющем производственного контроля (так, например, в рамках "контроля за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством" необходимо указать каким образом осуществляется такой контроль, кем и с какой периодичностью).
В рамках раздела номер 1 Предложения о качестве участнику закупки необходимо описать процесс отработки заявки заказчика на поставку продуктов питания (от получения информации и ее фиксации до подписания заказчиком товарно-транспортной накладной, соблюдая всю хронологию действий сотрудников и временные рамки).
В рамках раздела номер 2 Предложения о качестве участнику закупки необходимо указать методы контроля качества продуктов питания и методы организационного контроля во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием. Под методами контроля качества продуктов питания понимаются способы осуществления контроля за качеством продуктов питания, поставляемых по адресу заказчика. Под методами организационного контроля понимаются способы контроля за действиями сотрудников, задействованных во время исполнения контракта, на право заключение которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием.
В рамках раздела номер 4 Предложения о качестве участнику закупки необходимо указать перечень сотрудников, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, с указанием должностей, образования (при наличии), профессиональных задач/обязанностей каждого из таких сотрудников, а также сведения о соблюдении сотрудниками санитарных требований к личной гигиене.
В рамках раздела номер 3 Предложения о качестве участнику закупки необходимо указать перечень оборудования и машин, задействованных во время исполнения контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс с ограниченным участием, с обязательным указанием наименований и характеристик такого оборудования и машин.
Предложение о качестве должно быть однозначным, не должно допускать двусмысленных толкований и содержать слов "должен", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные. Непредставление Предложения о качестве или его представление не в соответствии с формой согласно Приложению N 4 к специальной части конкурсной документации либо не в соответствии с инструкцией по заполнению данной формы или представление Предложения о качестве, несоответствующего требованиям технического задания настоящей конкурсной документации либо приложений к нему, либо СП, трактуется как "Отсутствие предложения о качественных характеристиках объекта закупки".
Таким образом, согласно условиям конкурсной документации, для получения наибольшего количества баллов по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участник закупки фактически должен описать процесс исполнения им контракта, повторив уже изложенные в документации требования и исключив из такого описания слова и словосочетания "должен", "будет", "обязан", "возможно", "вероятно" и их производные.
Кроме того, указание на то, что предложение о качестве должно соответствовать всем требованиям, указанным в техническом задании конкурсной документации и приложениях к нему, а также всем требованиям СП не может считаться надлежащим установлением порядка, поскольку не предполагает возможности представления сведений об объекте закупки, имеющие более высокие показатели, нежели установленные в документации.
Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что вышеуказанный порядок оценки заявок не способствует определению лучшего условия исполнения контракта, поскольку не определяет перечень показателей, позволяющих объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Уполномоченного органа, Заказчика усматривается нарушение п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении ненадлежащего порядка оценки конкурсных заявок, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
4. В жалобе Заявитель также полагает, что Заказчиком при описания порядка оценки заявок по критериям "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлены одинаковые показатели для оценки.
Комиссия УФАС не может согласиться с указанным доводом Заявителя, поскольку порядок оценки заявок по критерию предполагает описание необходимых трудовых ресурсов, задействованных во время исполнения контракта, без представления информации о наличии у участника закупки соответствующих трудовых ресурсов.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в указанной части нарушения положений Закона о контрактной системе.
5. В жалобе Заявитель полагает, что в конкурсной документации Заказчиком сокращен срок дачи разъяснений положений конкурсной документации.
Так, согласно п. 2 раздела 8 части II конкурсной документации указана дата начала срока подачи заявок: "20" ноября 2018 года.
В п. 2 раздела 9 части II конкурсной документации указана дата начала срока предоставления участникам разъяснений положений конкурсной документации: "21" ноября 2018 года.
Согласно ч. 7 ст. 50 Закона о контрактной системе, любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.
Таким образом, Комиссия УФАС не усматривает в указанных положениях документации противоречий Закону о контрактной системе.
6. Заявитель также полагает, что Заказчик нарушил требования Закона о контрактной системе при описании объекта закупки, в частности, Заявитель полагает, что требования к товарам, установленные Заказчиком, не соответствуют требованиям ГОСТ.
Согласно пунктам 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В Приложении N 8 к части II конкурсной документации при описании товарной позиции п. 84 "Лист лавровый сухой" Заказчиком установлено требование к товару: Предельная влажность листа - не более 12%.
Согласно ГОСТ 17594-81 "Лист лавровый сухой. Технические условия (с Изменением N 1, 2)", ссылка на который содержится в документации, влажность листа, %, не более 12,0.
В соответствии с инструкцией по заполнению заявок на участие в конкурсе, при установлении соответствующего минимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не менее...", "не ниже...", ">...", "не <..." участник закупки, заявке обязан указать единицу измерения показателя (при наличии), одно конкретное значение показателя, равное или превышающее установленное минимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не менее...", "не ниже...", ">...", "не <", если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным.
- при установлении соответствующего максимального значения показателя товара с использованием слов/словосочетаний/символов "не более...", "не выше...", "не >...", ">...", участник закупки в заявке обязан указать единицу измерения показателя (при наличии), одно конкретное значение показателя, не превышающее установленное максимальное значение показателя товара без использования слов/словосочетаний/символов "не более...", "не выше...", "не >...", ">.,.", если ниже не предусмотрен иной порядок предоставления сведений с указанием того, что он является приоритетным.
Таким образом, сопоставив требования к товару, указанному Заказчиком в документации с требованиями ГОСТ, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что рассматриваемые значения не противоречат требованиям ГОСТ, поскольку входят в установленный государственным стандартом интервал допустимых значений по соответствующим показателям.
Таким образом, в указанной части доводы Заявителя Комиссия УФАС находит необоснованными.
Вместе с тем, анализ вышеуказанных требований позволяет прийти к выводу, что значения ряда показателей (выделены по тексту) могут быть определены только после проведения соответствующих испытаний.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 1 июля 2016 г.
N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации, подробное изложение в документации требований к описанию участниками закупок испытательных характеристик ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее и достоверное предложение в составе заявки на участие в аукционе.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе, предусмотренные статьей 51 указанного Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
В силу ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что документация устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в конкурсе помимо конкретных показателей товаров, необходимых к поставке, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, необходимый к поставке.
Таким образом, действия Уполномоченного органа, Заказчика, установившего в документации ненадлежащие требования к товарам, необходимым к поставке в рамках исполнения контракта, нарушают ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
7. В результате внеплановой проверки обстоятельств размещения рассматриваемой закупки Комиссией УФАС установлено следующее.
В силу ч. 4 ст. 56 Закона о контрактной системе, в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе В соответствии с ч.ч. 3 - 4 ст. 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.
Условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении к настоящему приказу (далее - Приложение), утверждены приказом Минфина России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ).
Например, в рамках рассматриваемой закупки Заказчиком требуется к поставке товар "Хлеб и хлебобулочные изделия", в отношении которого установлен код общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности "10.71.11.100 - Хлеб и хлебобулочные изделия недлительного хранения". Данный товар и код ОКПД2 включены в Приложение.
Вместе с тем, в объект закупки включен товар "Масло сливочное", который не включен в Приложение.
Согласно п. 3 Приказа, для целей применения настоящего приказа не могут быть предметом одного контракта (одного лота) товары, указанные в Приложении и не указанные в нем.
Таким образом, в рамках рассматриваемой закупки (одного лота) Уполномоченный орган, Заказчик включил в предмет закупки товары, указанные и не указанные в Приложении, следовательно, в действиях Уполномоченного органа, Заказчика усматривается нарушение ч. 3 ст. 14 (п. 3 Приказа).
8. На основании изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,


 решила:


 1. Признать жалобу ИП С. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Уполномоченного органа, Заказчика нарушения ч. 3 ст. 14, п. 9 ч. 1 ст. 50, ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что они повлияли на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Уполномоченного органа, Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.