Решение по делу 44-1215/15 о нарушении законодательства о закупках

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу 44-1215/15 о нарушении законодательства о закупках

23.04.2015Санкт-Петербург

 

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия УФАС) в составе:

в присутствии представителей:

Администрации Московского района Санкт-Петербурга (далее – Заказчик):

ООО «Созвездие» (далее – Заявитель):

 

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. № 8387 от 17.04.2015) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту асфальтобетонного покрытия внутридворовых территорий по адресам: пр. Ю. Гагарина, д. 20, корп. 2; пр. Космонавтов, д. 19, корп. 1; д. 30, корп. 4; пр. Космонавтов, д. 19, корп. 1, - пр. Ю. Гагарина, д. 14, корп. 2; Варшавская ул., д. 25; д. 63, корп. 1; д. 61, корп. 1; Новоизмайловский пр., д.д. 44, корп. 2 – 46, корп. 5; ул. Костюшко, д. 44 - Краснопутиловская ул., д. 115; ул. Костюшко, д.д. 82-84  (далее – аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 19.03.2015 на официальном сайте для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200000415000020. Начальная (максимальная) цена контракта – 10 726 452,00 рублей.

В жалобе ООО «Созвездие» указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в необоснованном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе.

Заказчик с доводами жалобы не согласен.

Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.

Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

  1. непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
  2.  несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.

Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе от 14 апреля 2015 участнику закупки, подавшему заявку с защищенным номером 2661011, отказано в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению.

Инструкция по заполнению первой части заявки установлена Заказчиком в части III «Техническое задание» документации об аукционе.

Согласно п. 4 данной инструкции для значений, к которым указан диапазон значений, участник закупки должен указать конкретное значение показателя соответствующее установленным Заказчиком требованиям. Участники должны указать нижнюю и верхнюю границу показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика, то есть указать два значения - одно нижней границы, другое верхней границы показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика.

Анализ документации об аукционе, в том числе раздела 4.2 «Требования к товарам, использующимся при производстве работ» Технического задания показал следующее.

Так, например, к товару по позиции 1.1 «Щебень» Заказчиком установлено следующее требование: «Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы по массе в диапазоне 10 – 35 %».

Учитывая требования инструкции по заполнению первой части заявки, для данного показателя участникам закупки необходимо указать два значения – нижней и верхней границ диапазона.

Анализ заявки участника закупки с защищенным номером 2661011 показал, что по позиции 1.1 им предложен товар «Щебень» и указана его характеристика: «Содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы по массе 17 %», что не соответствует требованиям документации об аукционе.

Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу, что аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, жалоба является необоснованной.

В результате проведения внеплановой проверки закупки установлено следующее.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Согласно ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.

Анализ инструкции по заполнению первой части заявки, установленной Заказчиком в части III «Техническое задание» документации об аукционе, показал следующее.

Рассматриваемая инструкция содержит требования к оформлению заявки, так, например: «п. 4 Значения, для которых указан диапазон значений. Участник закупки должен указать конкретное значение показателя соответствующее установленным Заказчиком требованиям. Участники должны указать нижнюю и верхнюю границу показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика, то есть указать два значения - одно нижней границы, другое верхней границы показателя, удовлетворяющие требованиям Заказчика, без указания знака диапазона. Участнику рекомендуется разделять данные значения знаком «:» для того, чтобы заказчик имел возможность оценить предложение участника на соответствие требованиям, указанным в Техническом задании документации об аукционе в электронной форме».

Таким образом, в случае использования участником закупки знака «-» для обозначения диапазона значений, заявка такого участника признается несоответствующей требованиям документации об аукционе.

Данные выводы Комиссии УФАС подтверждаются сведениями протокола рассмотрения первых частей заявок, согласно которому участнику закупки, подавшему заявку с защищенным номером 9829366, одним из оснований для отказа в допуске к участию в электронном аукционе является следующее основание: «Оставлены знаки принадлежности диапазонам, не позволяющие определить даны конкретные значения или множества диапазонных значений».

Комиссия УФАС считает, что вышеуказанное основание для отказа в допуске к участию в электронном аукционе носит формальный характер и не соответствует принципам и целям осуществления закупки.

На основании вышеизложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к оформлению заявки (например, в части использования знака «:» вместо знака «-»), в чем усматривается нарушение ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.

Также Комиссия УФАС полагает, что инструкция, установленная Заказчиком в документации об аукционе, влечет ограничение доступа к участию аукционе, поскольку искусственно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях.

Так, например, в инструкции по заполнению первой части заявки установлены следующие положения:

«2.1 Участники должны указать конкретное значение (или значения), установленное Заказчиком. При описании данного вида показателей Заказчик использовал в том числе слова «должен быть», «должна быть», «должно быть» и т.д. В случае установления возможности выбора нескольких конкретных значений, участник вправе выбрать, определить одно или несколько конкретных значений (в случае фактического существования нескольких значений) и указать их в своей заявке (при описании данного вида показателей Заказчик использовал знак «,»). Это обусловлено технологическими и функциональными особенностями товара используемого при выполнении работ, и связано с тем, что в зависимости от определенных параметров требуемого товара, он может обладать конкретным значением или несколькими значениями, которые удовлетворяют потребностям заказчика.

2.2 Участники должны указать одно конкретное значение, установленное Заказчиком. При описании данного вида показателей Заказчик использовал в том числе слова «должен быть», «должна быть», «должно быть» и т.д. При описании данного вида показателей Заказчик использовал слово «или» и знак «;».

Исключение: требования сопровождающиеся знаком «*», относятся к особым значениям показателей, которые не могут изменяться. Такие показатели (и их значения) должны быть оставлены без изменения (не применяя остальные положения данного порядка) и должны быть воспроизведены в заявке участника дословно».

Таким образом, значения одного вида показателей - для которого установлены варианты значений - могут указываться по-разному в зависимости от их сопровождения знаками «,», «;» или «*».

Аналогичным образом сформулированы положения инструкции в части указания значений, которые определяются диапазоном: «4.1 Для требований установленных диапазоном «…» граничные значения не входят в диапазон значений, удовлетворяющих требования Заказчика.

4.2 Для требований установленных диапазоном «–» граничные значения входят в диапазон значений, удовлетворяющих требования Заказчика».

По мнению Комиссии УФАС излишняя детализация инструкции по заполнению первой части заявки влечет ограничение доступа к участию аукционе, поскольку значительно усложняет процесс заполнения сведений о конкретных показателях, и может служить формальным основанием для отказа участникам в допуске к участию в электронном аукционе, в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.

При установленных обстоятельствах выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи предписания об их устранении.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 64, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Созвездие» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64, ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.