Решение по делу № К – 130/16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № К – 130/16 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

 

01.02.2016Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «СТАКС плюс» (далее – Заявитель) на действия аукционной комиссии Управления Судебного департамента в городе Санкт-Петербурге (далее – Аукционная комиссия) при проведении Управлением Судебного департамента в городе Санкт-Петербурге (далее - Заказчик), ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор электронной площадки), Аукционной комиссией электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по содержанию, обслуживание (техническому облуживанию) внутренних помещений (внутренних и наружных инженерных сетей, оборудования) и прилегающей территории зданий районных судов г. Санкт-Петербурга и гарнизонных военных судов, с созданием и использованием средств обеспечения диспетчеризации инженерных систем и оборудования (номер извещения 0172100008115000203) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в соответствии с пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение
об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение о проведении Аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 31.12.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 54 000 000 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;

6) дата рассмотрения заявки единственного участника закупки – 15.01.2016.

 

1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.01.2016 № 0172100008115000203-1 участнику закупки с порядковым номером заявки «4» (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: «Участник закупки (№ 4) не представил информацию о стране происхождения каждого предлагаемого им для поставки товара. Однако в первой части заявки участник представил следующую информацию: «Для всех поставляемых товаров читать «Наименование места происхождения товара «Российская Федерация», если не указано другое место происхождения товара (материала), согласно письму Минэкономразвития РФ от 07.07.2014г. № Д28и-1194». Из чего следует, что участник в первой части заявки утверждает, что страной происхождения всех предлагаемых им товаров является Российская Федерация. Однако при проверке и изучении представленной участником информации в первой части заявки единой комиссией по осуществлению закупок было выявлено, что страной происхождения предлагаемого участником товара «Diamond F-23» является Япония (Diamond Antenna Corporation, Japan), а товара «PIMA TRV-100 High» является Израиль (Pima Electronic Systems Ltd. 5 Hatzoref Street, Holon, 58856, Israel). Таким образом, участник представил недостоверную информацию в отношении предлагаемых им товаров».

Согласно подпункту 3 пункта 7.3 части 7 «Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе» документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать «согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 «закона», в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 «закона», указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара».

Частью «Требования к оборудованию, используемому при оказании услуг диспетчеризации» раздела III «Описание объекта закупки» документации об Аукционе установлено требование о представлении участниками закупки в составе заявки на участие в Аукционе наименования страны происхождения, в том числе, следующих товаров, используемых при оказании услуг:

- антенна базовая;

- радиопередатчик.

Рассмотрев заявку Заявителя, представленную на рассмотрение Комиссии представителем Заказчика, Комиссия установила, что в указанной заявке содержится пункт, согласно которому для всех поставляемых товаров местом происхождения товара считается Российская Федерация, если иное не указано в заявке Заявителя.

Таким образом, поскольку иное место происхождения товара в заявке Заявителя не указано, местом происхождения товаров «Антенна базовая F-23, Производитель: Diamond» и «Радиопередатчик TRV-100 High, производитель: PIMA» считается Российская Федерация.

Вместе с тем, представитель Заказчика представил на рассмотрение Комиссии копии Сертификата соответствия от 02.06.2010 № 0384606 и письмо
ООО «Азбука Связи» от 26.01.2016 № 2, согласно которым страной происхождения антенны базовой F-23 является Япония, а страной происхождения радиопередатчика TRV-100 High является Израиль соответственно.

Таким образом, учитывая, что в заявке Заявителя содержатся недостоверные сведения относительно страны происхождения товаров, используемых при оказании услуг, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.

2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила определения неустойки).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах «а» - «г» пунктов 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.

Заказчиком в пунктах 6.4, 6.7 проекта государственного контракта документации об Аукционе за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств по контракту, размер штрафа определен в размере 2,5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей,
в размере 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, за ненадлежащее исполнение обязательств исполнителем по контракту размер штрафа определен в размере 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей, в размере 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей.

В соответствии с Правилами определения неустойки:

- за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, штраф устанавливается в размере 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей,
1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

- за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, штраф устанавливается в размере 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей, 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей,
1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет
от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей.

Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен надлежащим образом размер штрафа за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает части 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Согласно пункту 4 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе, для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника - юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящей статье - руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью (при наличии печати) и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица.

Частью 3 статьи 61 Закона о контрактной системе установлено, что требовать наряду с документами и информацией, указанными в части 2
статьи 61 Закона о контрактной системе, предоставления иных документов и информации не допускается.

Заказчиком в подпунктах 4-5 части 4.2 документации об Аукционе установлено:

«Для получения аккредитации участник электронного аукциона предоставляет оператору электронной площадки следующие документы и информацию:

4) копии документов, подтверждающих полномочия лица на получение аккредитации от имени этого участника – юридического лица (решение о назначении или об избрании лица на должность, в соответствии с которым данное лицо обладает правом действовать от имени этого участника без доверенности для получения аккредитации (далее в настоящем разделе – руководитель). В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность на осуществление от имени такого участника соответствующих действий, заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица;

5) копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае, если от имени этого участника действует иное лицо, также представляется доверенность, выданная физическому лицу на осуществление от имени этого участника действий по участию в таких аукционах (в том числе на регистрацию на таких аукционах), заверенная его печатью и подписанная руководителем или уполномоченным им лицом. В случае, если указанная доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия этого лица».

Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требование о представлении документов, скрепленных печатью участника закупки, нарушают часть 3 статьи 61 Закона о контрактной системе.

4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

Заказчиком в пункте 17 информационной карты документации
об Аукционе установлен перечень лицензий, которые необходимо представить участникам закупки, а также следующее требование: «В случае если у участника закупки отсутствуют требуемые документы, то он вправе представить во второй части заявки требуемые документы, выданные лицам, которые будут осуществлять выполнение работы в рамках видов работ, на которые требуются указанные документы, и договор (соглашение) субподряда, заключенного между участником закупки и субподрядчиком в соответствии с гражданским законодательством РФ и регулирующими правовые и иные отношения сторон нормативно-правовыми документами».

В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является содержание, обслуживание (техническому облуживание) внутренних помещений (внутренних и наружных инженерных сетей, оборудования) и прилегающей территории зданий районных судов города Санкт-Петербурга и гарнизонных военных судов, с созданием и использованием средств обеспечения диспетчеризации инженерных систем и оборудования.

Кроме того, в пункте 17 информационной карты документации
об Аукционе установлено требование о представлении участниками закупки копии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что необходимость установления требования о представлении копии лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия обусловлена тем, что все районные суды города Санкт-Петербурга являются памятниками культурного наследия.

Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии представлены охранные обязательства на выявленные объекты культурного наследия по 6 из 23 районных судов города Санкт-Петербурга.

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, и которые могут выполняться посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии соответствующей лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе излишние требования к участникам закупки, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы).

Заказчиком в части «Требования к безопасности оказания услуг»
раздела III «Описание объекта закупки» документации об Аукционе установлено: «К работе по очистке кровель от снега и наледи допускаются рабочие, достигшие 18 лет, и имеющие право на оказание данного вида услуг. Перед оказанием услуг Исполнитель должен предоставить Заказчику списки сотрудников, непосредственно занятых на оказании услуг, и оформить все необходимые документы (наряд-допуск и т.д). К работам допускаются только граждане РФ. Объекты с режимным графиком работы и ограниченным допуском. Допуск на объекты осуществляется строго по пропускам, оформленным на основании документов, удостоверяющих личность, после проверки работников подрядчика Северо-Западным управлением Федеральной службы охраны Российской Федерации».

Вместе с тем, Заказчиком не представлено доказательств, подтверждающих необходимость, обоснованность, правомерность установления указанного требования, согласно которому к работам допускаются только граждане Российской Федерации.

Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное требование не соответствует части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

6. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

В соответствии с пунктом 4 информационной карты документации
об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта составляет 54 000 000 рублей.

В соответствии с пунктом 4 информационной карты документации
об Аукционе цена запасных частей (частей подлежащих замене) к оборудованию составляет 35 361 446,86 рублей, общая цена услуг по замене запасных частей (расходных материалов) составляет 24 753 012,80 рублей, цена регламентированного технического обслуживания (содержания) составляет 3 500 000 рублей.

При этом, согласно извещению о проведении Аукциона, документации
об Аукционе предметом закупки является содержание, обслуживание (техническому облуживание) внутренних помещений (внутренних и наружных инженерных сетей, оборудования) и прилегающей территории зданий районных судов города Санкт-Петербурга и гарнизонных военных судов, с созданием и использованием средств обеспечения диспетчеризации инженерных систем и оборудования.

Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить.

На основании изложенного, действия Заказчика, принявшего решение о проведении Аукциона путем снижения общей начальной (максимальной) цены запасных частей нарушают часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Вместе с тем, поскольку к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки и Аукцион признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе, снижение общей начальной (максимальной) цены запасных частей не проводилось, в связи с чем выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СТАКС плюс» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 5, 8 статьи 34, части 6 статьи 31, пункта 1 части 1 статьи 64, части 3 статьи 61, пункта 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 20.01.2016 по делу № К–67/16 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.

4. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.