Решение по делу К–1326-1/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
ограничение количества участников путем объединения
выбор способа закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание об аннулировании закупки

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1326-1/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

12.10.2015Москва

 

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу Некоммерческой организации Ассоциация «Предприятия дорожной отрасли Урала» (далее – Заявитель) на действия Государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог» (далее – Заказчик), Департамента государственных закупок Свердловской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по организации строительства транспортной развязки в разных уровнях на пересечении ул. Новосибирская 2 и автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь – Екатеринбург – автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал», II пусковой комплекс автодорога Подъезд к п. Медному – автодорога Екатеринбург – Полевской в Свердловской области» (II и III этапы) (номер извещения 0162200011815001648) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Неправомерный выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Конкурсной документацией ненадлежащим образом установлен размер обеспечения исполнения контракта.

3. Конкурсная документация не содержит информацию о банковском сопровождении государственного контракта, что нарушает положения Закона о контрактной системе.

4. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование о привлечении соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.

5. Конкурсная документация содержит излишние этапы выполнения работ.

6. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в одну закупку работы по строительству, разработке и созданию ГРО.

7. В приложении № 7 Конкурсной документации установлена излишняя ответственность сторон.

8. Конкурсная документация не содержит конкретный перечень видов работ СРО.

9. В конкурсной документации установлены противоречивые требования к товарам подлежащим поставке в рамках исполнения контракта, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Конкурсе.

10. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В целях всестороннего изучения обстоятельств дела Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 09.10.2015 на 12.10.2015.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 23.09.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 1 041 484 246 рублей;

4) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе – 19.10.2015.

Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 56 Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случае, если поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

Согласно пункту 5 Приложения № 2 Постановления № 99 выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений относится к работам технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера.

Согласно извещению о проведении Конкурса и Конкурсной документацией объектом закупки является выполнение работ по организации строительства транспортной развязки в разных уровнях и автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга.

Вместе с тем, на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что в объект закупки, в том числе, входит строительство искусственных сооружений, работы по которым составляют более четверти процентов объема работ, подлежащих исполнению в рамках контракта.

Частью 2.1 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, с учетом требований Закона о контрактной системе путем проведения электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений, а также у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Таким образом, учитывая, что объем работ по строительству искусственных дорожных сооружений составляет более четверти процентов объема работ, подлежащих выполнению в рамках контракта, закупка работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту искусственных дорожных сооружений стоимостью более 150 млн. рублей для государственных нужд должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием, электронного аукциона, закрытого аукциона, запроса котировок, запроса предложений и не может осуществляться путем проведения открытого конкурса. При этом проведение открытого конкурса в рассматриваемом случае не предусмотрено.

Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее – Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.10.2013

№ 2019-р. При этом, из Перечня исключены работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, а также работ, включенных в эту группировку, в случае если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупок для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей, для обеспечения муниципальных нужд превышает 50 млн. рублей.

Согласно извещению о проведении Конкурса ОКПД закупки - 45.21.21.120 «Работы общестроительные по строительству надземных автомобильных дорог (автодорожных эстакад)», начальная максимальная цена контракта - 1 041 484 246 рублей. При этом в объект закупки, в том числе, входит строительство искусственных сооружений, работы по которым составляют более четверти процентов объема работ, подлежащих исполнению в рамках контракта.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к постановлению № 99 при закупке работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) ОКПД, с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 10 млн руб. к участникам закупки устанавливается дополнительное требование в соответствии с Постановлением № 99.

Таким образом, закупка работ по строительству автомобильных дорог стоимостью свыше 150 млн. рублей для государственных нужд (при условии, что объект закупки не относится к объектам технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера) может осуществляться путем проведения электронного аукциона с установлением дополнительных требований в соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 Постановления № 99 или открытого конкурса без установления дополнительных требований.

На основании изложенного, в рассматриваемом случае закупка работ по строительству автомобильной дороги и искусственных дорожных сооружений в одном лоте не может осуществляться путем проведения открытого конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неверном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса, нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, доводы Заявителя в отношении действий Заказчика, Уполномоченного органа в части неправомерно установленных в Конкурсной документации требований к участникам закупки не подлежат рассмотрению Комиссией, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом выбран неправомерный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем открытого конкурса.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу Некоммерческой организации Ассоциация «Предприятия дорожной отрасли Урала» обоснованной в части выбора неправомерного способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем открытого конкурса.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 12.10.2015 по делу № К–1326-1/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.