РЕШЕНИЕ от 30 мая 2018 г. по делу № 18/44/105/573 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

РЕШЕНИЕ
от 30 мая 2018 г. по делу № 18/44/105/573 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Л" (далее - Заявитель) на действия Рязанского областного суда (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Рязанского областного суда (далее - Аукционная комиссия), ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство здания для размещения Рязанского областного суда (номер извещения в единойинформационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0159100002818000014) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральнойантимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент)


установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе в отношении ряда товаров, используемых при выполнении работ, не установлены показатели, позволяющие определить эквивалентность товара;
2. Заказчиком в документации об Аукционе в отношении ряда товаров, используемых при выполнении работ, не установлены единицы измерения для показателей, подлежащие указанию в составе первых частей заявок на участие в Аукционе;
3. Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены конкретные виды работ из числа видов работ в соответствии с постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и овнесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом";
4. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом указан порядок формирования цены государственного контракта;
5. Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о декларировании участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе отсутствия информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 08.05.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 544 534 211,50 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 24.05.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 28.05.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе в отношении ряда товаров, используемых при выполнении работ, не установлены показатели, позволяющие определить эквивалентность товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страныпроисхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (приналичии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Положениями технического задания документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Воздушная завеса Remak У3*; Медиаконвертергигабитный SNR-CVT-1000SFP*".
Согласно положениям технического задания документации об Аукционе, материалы, имеющие торговые марки, наименование производителей и обозначенные "*" сопровождаются формулировкой "или эквивалент".
Вместе с тем, положениями технического задания документации об Аукционе в отношении указанных товаров не установлены показатели, позволяющие определить эквивалентность товара, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе в соответствии с положениями документации об Аукционе (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в документации об Аукционе требования к описанию в составе заявки на участие в Аукционе товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат определения исполнителя (поставщика), поскольку все поданные заявки на участие в Аукционе были допущены к участию в Аукционе.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе в отношении ряда товаров, используемых при выполнении работ не установлены единицы измерения для показателей, подлежащих указанию в составе первых частей заявок на участие в Аукционе.
Положениями технического задания документации об Аукционе установлены, например, следующие требования к товару "Вентиляционная решетка": "Вентиляционная решетка 1580-880 открываемая".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в документации об Аукционе по показателям размера товара "Вентиляционная решетка" не установлены единицы измерения, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе в соответствии с положениями документации об Аукционе. (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в документации об Аукционе требования к описанию в составе заявки на участие в Аукционе товаров, используемых при выполнении работ, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результат определения исполнителя (поставщика), поскольку все поданные заявки на участие в Аукционе были допущены к участию в Аукционе.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены конкретные виды работ из числа видов работ в соответствии с постановлением Правительства от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальномуконтрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570).
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случаененадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнениязаказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".
В части 1 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
Таким образом, указанными положениями Закона о контрактной системе предусмотрен исчерпывающей перечень сведений и документов, размещаемых (направляемых) Заказчиком и победителем Аукциона в ЕИС при заключении контракта.
В соответствии с частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в извещении о проведении электронного аукциона и документации о таком аукционе, по цене, предложенной его победителем.
Пунктом 3.9 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено следующее: "В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 года N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контракту...", установить следующие виды работ:


1. Подготовительные работы;
2. Земляные работы;
3. Инженерная подготовка территории;
4. Устройство фундаментов и оснований;
5. Возведение несущих конструкций;
8. Устройство кровли;
9. Фасадные работы;
15. Монтаж технологического оборудования;
16. Пусконаладочные работы;
17. Устройство наружных электрических сетей и линий связи;
18. Устройство наружных сетей канализации;
23. Устройство трубопроводов;
24. Благоустройство;


Объемы СМР по вышеуказанным видам работ в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов цены государственного контракта до 1 июля 2018 г. (в случае заключения государственного контракта до указанной даты) и не менее 25 процентов цены государственного контракта - с 1 июля 2018 г. от сметной стоимости объекта".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что положениями проекта государственного контракта документации установлены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, в соответствии с Постановлением Правительства N 570 и не противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, документов и сведений, подтверждающих, что в проекте государственного контракта документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ в соответствии с Постановлением Правительства N 570, на основании чего довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлен порядок формирования цены государственного контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 7 информационной карты документации об Аукционе "Цена контракта включает в себя стоимость выполнения работ, перечисленных в Задании на разработку проектной и рабочей документации, все затраты и издержки, а также налоги, сборы и другие обязательные платежи, взимаемые с Подрядчика в связи с исполнением контракта".
Вместе с тем, согласно пункту 3.3 проекта государственного контракта "Цена Контракта включает все расходы, связанные с выполнением работ, в том числе стоимость материалов и оборудования, использования машин и механизмов, рабочей силы, транспорта, накладные расходы, а также расходы на уплату налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что указание в пункте 7 информационной карты документации об Аукционе на то, что цена контракта включает в себя стоимость выполнения работ, перечисленных в задании на разработку и проектной и рабочей документации, является технической ошибкой.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлено требование о декларировании участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе отсутствия информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 10.2 информационной карты документации об Аукционе установлено требование к участнику Аукциона, об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
При этом, подпунктом 2 пункта 11 информационной карты документации об Аукционе установлено, что вторая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать декларацию о соответствии требованиям, предъявляемым к участнику Аукциона, в том числе, требованию об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки.
Таким образом, действия Заказчика, установившего ненадлежащие требования к составу заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
6. Решением комиссии ФАС России от 30.05.2018 по делу N 18/44/105/575 (далее - Решение) в действиях Заказчика выявлены нарушения части 6 статьи 66, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании Решения Заказчику выдано предписание об устранении выявленных нарушений путем не учета при рассмотрении вторых частей заявок на участие в Аукционе ненадлежащих требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе конкретных показателей результатов испытаний, а также не учета излишних требований к составу заявок на участие в Аукционе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
1. Признать жалобу ООО "Л" обоснованной в части установления ненадлежащих требований к составу заявок на участие в Аукционе, не установлении надлежащим образом в документации об Аукционе требований к описанию в составе заявки на участие в Аукционе товаров, используемых при выполнении работ, а также установлении ненадлежащим образом порядка формирования цены государственного контракта.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 66, пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленному нарушению выдано на основании решения от 30.05.2018 по делу N 18/44/105/575, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.