РЕШЕНИЕ от 11 декабря 2017 г. по делу № К-1688/17 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

от 11 декабря 2017 г. по делу № К-1688/17 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Р" (далее - Заявитель) на действия "У" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией "У" (далее - Аукционная комиссия), АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по текущему ремонту помещений здания Орловского районного суда Ростовской области (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) 0158100010117000370) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, выразившимися в принятии неправомерного решения об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 27.11.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 754 870,46 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 05.12.2017;
5) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущена 1 заявка от участников закупки;
7) в соответствии с частью 8 статьи 67 закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
Пункт 3.2 документации об Аукционе устанавливает, что первая часть заявки на участие в Аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать, в том числе, "согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии)...".
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 10 "Требования к содержанию и составу заявки" информационной карты документации об Аукционе (далее - Информационная карта) первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать следующую информацию: "согласие участника аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение)...".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе, что нарушает пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе 05.12.2017 N 0158100010117000370-1-1, Заявителю (заявка с порядковым номером 3) отказано в допуске к участию в Аукционе по следующему основанию: "1. Требования заказчика по п. 20 Клей "Перлфикс" КНАУФ или эквивалент: "Максимальное значение расхода на монтаж ПГП 1,5 кг/м2", предложение участника: "Расход на монтаж ПГП 1,5 кг/м2". Согласно инструкции по заполнению заявки: (п. 3.2.7 документации об аукционе): "При наличии в технической части документации показателей, сопровождающихся "менее", "ниже", "максимальное значение", "уже" участник должен предложить показатель, имеющий значение меньше заявленного заказчиком".
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 20 технического задания содержится указание на товарный знак "Перлфикс" КНАУФ. В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной при наличии товарного знака в документации о проведении электронного аукциона участник закупки вправе дать согласие на поставку товара с указанным товарным знаком, в связи с чем необходимость указания конкретных показателей товара в соответствии с Инструкцией отсутствует.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Аукционной комиссии нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 65 Закона о контрактной системе документация об Аукционе должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что Техническое задание, содержащее сведения о показателях товаров NN 1 "Винты", 2 "Гвозди строительные", 6 "Заглушка торцевая", 7 "Заглушка торцевая", 8 "Плинтуса для полов", подлежащих в соответствии с частью 3 статьи 66, пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе описанию участником закупки в составе заявки, размещено Заказчиком в ЕИС с ограничением поиска и копирования фрагментов текста.
Таким образом, действия Заказчика, разместившего в ЕИС Техническое задание, содержащее сведения о значениях показателей товаров, используемых при выполнении работ (оказании услуг), документации об Аукционе в формате, не обеспечивающем возможности для поиска и копирования фрагментов, не соответствуют части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанным основаниям заявки участников закупки не отклонялись.
3. В соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 18 статьи 69 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки обязан направить заказчику указанный протокол и вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, предложения о цене контракта которых при ранжировании в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе получили первые десять порядковых номеров, или в случае, если в таком аукционе принимали участие менее чем десять его участников, вторые части заявок на участие в таком аукционе, поданных его участниками, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке. В течение этого срока оператор электронной площадки обязан направить также соответствующие уведомления этим участникам.
На заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 1.6.7 Раздела I Документации об Аукционе вместе со вторыми частями заявок Оператор электронной площадки направляет Заказчику для ознакомления наряду с документами, предусмотренными пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе, заявление этого участника о его аккредитации на электронной площадке, адрес электронной почты этого участника для направления Оператором электронной площадки уведомлений и иной информации.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, выразившиеся в установлении требования о направлении Оператором электронной площадки документов, не предусмотренных пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе, нарушают часть 1 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 4 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
При этом, согласно части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
На заседании Комиссии установлено, что в разъяснениях N РД1 от 30.11.2017, N РД2 от 30.11.2017, N РД3 от 30.11.2017, N РД4 от 04.12.2017 содержатся вопросы о корректности установления Заказчиком параметров высоты товаров N 8 "Плинтус для полов" и N 12 "Уголок для пластикового плинтуса" (внутренний).
В ответ на запрос разъяснений N РД2 от 29.11.2017 положений документации об Аукционе, Заказчиком в ЕИС размещены, в том числе, следующие разъяснения (перечень ответов, указанный в данном решении, не является исчерпывающим):
Вопрос: "В частности, Для товара "Плинтус" на чертеже указана высота "не менее 49 мм". В то же время для уголка для пластикового плинтуса внутреннего указана высота "не более 48 мм". В данном случае невозможно предложить Вам корректные значения высот плинтуса и деталей к нему. Прошу внести изменения в аукционную документацию, привести требование к размерам деталей плинтуса и самого плинтуса в соответствие друг с другом".
Ответ: "Таким образом, участник закупки может указать конкретные показатели, соответствующие материалам, используемым при выполнении работ, п. 12 размер уголка для пластикового плинтуса внутренний считать в соответствии с размером плинтуса для пола, к которому эти детали будут подходить".
На заседании Комиссии установлено, что аналогичные ответы по вопросу соответствия высоты плинтуса для полов и внутреннего уголка к нему содержатся в иных разъяснениях положений документации об Аукционе.
Таким образом, разъяснения положений документации об Аукционе в отношении высоты внутреннего уголка для пластикового плинтуса и плинтуса для полов изменяют суть документации об Аукционе, что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.


На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
решила:
1. Признать жалобу ООО "Р" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 2, 5 статьи 65, части 5 статьи 67, части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 11.12.2017 по делу N К-1688/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.