РЕШЕНИЕ от 28 ноября 2018 г. по делу № П-126/18  О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ

Способ закупки

Электронный аукцион

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России
Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

РЕШЕНИЕ
от 28 ноября 2018 г. по делу № П-126/18  О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России 15.08.2018 N 1146/18
"О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Ф" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ЗАО "С" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении заказчиками, уполномоченными органами (согласно списку), Оператором электронной площадки электронных аукционов с номерами извещений 0157200004216000062, 0352200000816000105, 0859200001116001517, 0167200003416002901, 0348300008016000144, 0348300016016000092, 0835200000816000317, 0346200001016000141, 0146200002016001692, 0146200002016001710, 0146200002016001881, 0348300053616000280, 0357200028716000343, 0155200002216000536, 0360300199916000224, 0360300199916000243, 0140200000516003101, 0109200002416003830, 0859200001117008034 (далее - Аукционы), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России 15.08.2018 N 1146/18,


 установила:


 В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиками, Уполномоченными органами, Оператором электронной площадки Аукционов.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, выразившимися в неправомерном блокировании денежных средств Заявителя в размере обеспечения заявок на участие в Аукционах.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукционов Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
На заседании Комиссии установлено, что извещения о проведении Аукционов содержат указание на применение положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1289).
На заседании Комиссии установлено, что извещения о проведении Аукционов размещены в Единой информационной системе в сфере закупок до вступления в силу изменений Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а именно: до 01.07.2018.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (в редакции N 18 от 30.12.2015) заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из обращения Заявителя следует, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционах, заявки Заявителя признаны несоответствующими требованиям документации об Аукционах в соответствии с Постановлением Правительства N 1289, на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, поскольку заявки содержат предложение о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства.
В соответствии с частью 27 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции N 18 от 30.12.2015) в случае, если в течение одного квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в электронном аукционе, поданных одним участником такого аукциона, аукционной комиссией приняты решения о несоответствии указанных заявок требованиям, предусмотренным документацией о таком аукционе, по основаниям, установленным пунктом 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе (за исключением случаев, если этот участник обжаловал данные решения в соответствии с Законом о контрактной системе и по результатам обжалования принято решение о необоснованности данных решений), оператор электронной площадки по истечении тридцати дней с даты принятия последнего из данных решений перечисляет заказчику денежные средства, внесенные этим участником в качестве обеспечения последней заявки на счет, который указан заказчиком и на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику.
Следовательно, часть 27 статьи 44 Закона о контрактной системе устанавливает совокупность условий для удержания и перечисления заказчику оператором электронной площадки денежных средств, в том числе:
1) отклонение заявки на основании пункта 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе;
2) несоответствие заявки требованиям документации об электронном аукционе.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N 1289 при осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).
Таким образом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки, не подлежат удержанию оператором электронной площадки и перечислению заказчику при совокупности следующих условий:
1) заявка участника отклонена исключительно при наступлении обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289;
2) аукционной комиссией не выявлены иные основания для отклонения заявки по причине несоответствия требованиям документации об электронном аукционе (то есть, за исключением наступления обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289).
На заседании Комиссии установлено, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционах с номерами извещений 0157200004216000062, 0352200000816000105, 0859200001116001517, 0167200003416002901, 0348300008016000144, 0348300016016000092, 0835200000816000317, 0146200002016001692, 0146200002016001710, 0146200002016001881, 0348300053616000280, 0357200028716000343, 0155200002216000536, 0360300199916000224, 0360300199916000243, 0140200000516003101, 0109200002416003830, 0859200001117008034 заявки Заявителя отклонены на основании пункта 1 части 6 статьи 69 в соответствии с Постановлением Правительства N 1289, поскольку заявки содержат предложения о поставке лекарственного препарата, происходящего из иностранного государства.
При этом иные основания для отклонения вышеперечисленных заявок Заявителя по причине несоответствия требованиям документаций о вышеперечисленных Аукционах (то есть, за исключением наступления обстоятельств, указанных в Постановлении Правительства N 1289) аукционными комиссиями Заказчиков, Уполномоченных органов в протоколах подведения итогов Аукционов не указаны.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в вышеперечисленных Аукционах, удержаны в нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что по итогам рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе с номером извещения 0346200001016000141 заявка Заявителя отклонена на основании пункта 1 части 6 статьи 69 в связи с непредставлением документов и информации, которые предусмотрены пунктом 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также в связи с отсутствием копии выписки из единого реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за шесть месяцев до даты обращения участника аукциона с заявлением об аккредитации, наличие которой предусмотрено пунктом 4 части 2 статьи 62 Закона о контрактной системе.
Таким образом, блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе с номером извещения 0346200001016000141 не противоречит требованиям Закона о контрактной системе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии сообщил, что денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок на участие в Аукционах с номерами извещений 0157200004216000062, 0352200000816000105, 0859200001116001517, 0167200003416002901, 0348300008016000144, 0835200000816000317, 0146200002016001692, 0348300053616000280, 0357200028716000343, 0155200002216000536, 0360300199916000224, 0360300199916000243, 0140200000516003101, 0109200002416003830, 0859200001117008034 перечислены Заказчикам.
При этом, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе 0348300016016000092 в размере 10 126,05 рублей, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе с номером извещения 0146200002016001710 в размере 11 943,79 рублей и внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе с номером извещения 0146200002016001881 в размере 4 446, 25 рублей заблокированы Оператором электронной площадки.
Учитывая, что денежные средства, внесенные Заявителем для обеспечения заявок на участие в Аукционах с номерами извещений 0157200004216000062, 0352200000816000105, 0859200001116001517, 0167200003416002901, 0348300008016000144, 0835200000816000317, 0146200002016001692, 0348300053616000280, 0357200028716000343, 0155200002216000536, 0360300199916000224, 0360300199916000243, 0140200000516003101, 0109200002416003830, 0859200001117008034, перечислены на счета Заказчиков, выдать предписание об устранении установленного нарушения Оператору электронной площадки при проведении таких закупок не представляется возможным.
Рассмотрение споров, связанных с взысканием денежных средств, перечисленных Заказчикам, возможно только в судебном порядке.
По закупкам с номерами извещений 0348300016016000092, 0146200002016001710 и 0146200002016001881 Комиссия ФАС России приходит к выводу о необходимости выдачи предписания об устранении выявленного нарушения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18, Комиссия


 решила:


 1. Признать нарушение части 27 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Оператору электронной площадки выдать предписание об устранении выявленного нарушения в отношении закупок с номерами извещений 0348300016016000092, 0146200002016001710 и 0146200002016001881.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.