РЕШЕНИЕ от 17 февраля 2021 г. № КГОЗ-025/21 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев с использованием системы видео-конференц-связи жалобу ООО "Д" (далее - Заявитель) на действия Главного управления МЧС России по Псковской области при проведении Заказчиком, АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство административного здания ФКУ "Ц" (номер извещения 0157100005521000002) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
 
установила:
 
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 16.02.2021 на 17.02.2021.
По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено дополнительное требование к участникам Аукциона, предусмотренное старой редакцией постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Представители Заказчика согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при составлении документации об Аукционе Заказчиком допущена техническая ошибка, в с вязи с чем в документации об Аукционе указано неверное требование, предъявляемое к участникам закупки.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 02.02.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 169 201 669 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 11.02.2021;
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) дата проведения Аукциона - 11.02.2021;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
7) на основании части 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия) принято решение о соответствии требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе только одной второй части заявки на участие в нем.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения аукциона, дополнительные требования.
Частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация об установленных требованиях в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе предусмотрено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 для выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, за исключением линейного объекта, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей к участникам закупки предъявляются дополнительные требования - наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта). При этом стоимость такого одного исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 100 млн. рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства с начальной (максимальной) ценой контракта - 169 201 669 руб.
Таким образом, Заказчик в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе обязан установить дополнительные требования, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Согласно пункту 7.4 раздела 7 "Ограничения, преимущества и требования к участникам электронного аукциона" документации об Аукционе в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 участник закупки должен соответствовать следующему дополнительному требованию: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Вместе с тем в пункте 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 установлено, что к участникам закупки предъявляются дополнительные требования о наличии за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта).
Таким образом, требование, установленное в пункте 7.4 раздела 7 "Ограничения, преимущества и требования к участникам электронного аукциона" документации об Аукционе, не соответствует положениям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
При этом в соответствии с пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99 для подтверждения опыта выполнения работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта) участникам закупки необходимо представить документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности). Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в документации об Аукционе Заказчиком не указан перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупок дополнительным требованиям, предусмотренным пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая, что участники Аукциона представили документы, предусмотренные пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определение поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе, в случае закупки товаров, работ, услуг, на которые распространяется действие указанных нормативных правовых актов, или копии таких документов.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливается запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
В соответствии с указанной нормой Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616).
Пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в том числе в отношении промышленных товаров, предусмотренных перечнем, а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства.
Согласно протоколу подведения итогов Аукциона от 16.02.2021 N 0157100005521000002-2 Аукционной комиссией на основании пункта 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе принято решение о признании заявок участников Аукциона (порядковые номера заявок 84 и 214) (далее - Участники) не соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе, поскольку Участники в своих заявках на участие в Аукционе не представили декларацию (в произвольной форме) об отсутствии иностранных лиц при выполнении работ по государственному оборонному заказу(далее - Декларация), предусмотренную Постановлением N 616, что не соответствует требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС, закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по строительству объекта капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа.
Пунктом 7.6 раздела 7 "Ограничения, преимущества и требования к участникам электронного аукциона" документации об Аукционе установлено, что в соответствии с пунктом 2 Постановления N 616 установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), а также работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза).
В подпункте 5 пункта 9.4 раздела 9 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе установлено, что участники закупки во второй части заявок на участие в Аукционе должны представить Декларацию.
В соответствии с пунктом 10 (1) Постановления N 616 участники закупки в составе своих заявок обязаны представить декларацию о стране происхождения товара, в случае закупки промышленных товаров, работ, услуг для нужд обороны страны и безопасности государства.
При этом требование о предоставлении декларации (в произвольной форме) об отсутствии иностранных лиц при выполнении работ по государственному оборонному заказу в Постановлении N 616 отсутствует.
Таким образом, требование о предоставлении участниками Аукциона в своих заявках Декларации, установленное в документации об Аукционе, не соответствует положениям Постановления N 616.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащее требование к содержанию и составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
 
решила:
 
1. Признать жалобу ООО "Д" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 февраля 2021 г. N КГОЗ-025/21
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) на основании решения от 17.02.2021 N КГОЗ-025/21, принятого Комиссией по итогам рассмотрения с использованием системы видео-конференц-связи жалобы ООО "Д" (далее - Заявитель) на действия Главного управления МЧС России по Псковской области при проведении Заказчиком, электронного аукциона "Выполнение работ по строительству объекта капитального строительства: "Строительство административного здания ФКУ "Ц" (номер извещения 0157100005521000002) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
 
предписывает:
 
1. Заказчику, аукционной комиссии Заказчика (далее - Аукционная комиссия) отменить протокол подведения итогов Аукциона от 16.02.2021 N 0157100005521000002-2 (далее - Протокол).
2. Заказчику не позднее 1 рабочего дня со дня получения настоящего предписания назначить новую дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе. При этом дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 6 дней с даты отмены Протокола.
3. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пунктов 1, 2 настоящего предписания:
- уведомить участников закупки, подавших предложения о цене контракта при проведении Аукциона об отмене Протокола, о новой дате рассмотрения вторых частей заявок на участие в Аукционе, а также о необходимости наличия на специальных счетах участников закупки денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявки на участие в Аукционе, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренном статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки, для обеспечения такой заявки.
4. Оператору электронной площадки осуществить действия, предусмотренные частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, направленные на блокирование банком денежных средств на специальных счетах участников закупки, в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковской гарантии, выданной участнику закупки, для обеспечения такой заявки, в случае если блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки прекращено.
5. Аукционной комиссии в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок рассмотреть вторые части заявок, поданные участниками закупки без учета требования о наличии у участников Аукциона декларации (в произвольной форме) об отсутствии иностранных лиц при выполнении работ по государственному оборонному заказу, предусмотренного подпунктом 5 пункта 9.4 раздела 9 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" документации об Аукционе.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 17.02.2021 N КГОЗ-025/21.
7. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки до 09.03.2021 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также на адреса электронной почты: edemchenko@fas.gov.ru, delo@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.