РЕШЕНИЕ от 3 сентября 2018 г. по делу № 44-4203/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Иное

Орган, рассматривающий жалобу

Санкт-Петербургский УФАС

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2018 г. по делу № 44-4203/18 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Арбитражный суд Псковской области (далее - Заказчик):
ООО "Ц" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 21842-ЭП/18 от 27.07.2018) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по комплексной подготовке и аттестации объектов информатизации на соответствие требованиям по безопасности информации (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системев сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) дляобеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

Извещение о проведении электронного аукциона размещено 14.08.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0157100003118000030. Начальная (максимальная) цена контракта - 561 000,00 рублей.
В жалобе ООО "Ц" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении требований Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Пунктом 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Таким образом, действующим законодательством установлено императивное требование о необходимости наличия лицензии (свидетельства, разрешения) непосредственно у участника закупки.
Согласно ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующие документы и информацию:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п. 1 ч. 1 и ч. 2 ст. 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п. 3 - 9 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе;
3) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
4) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой;
5) документы, подтверждающие право участника такого аукциона на получение преимущества в соответствии со ст. 28 и 29 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
6) документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе, или копии этих документов;
7) декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного ч. 3 ст. 30 Закона о контрактной системе.
В аукционной документации установлены следующие требования к участникам закупки: "Наличие действующей лицензии на производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники".
Анализ аукционной документации показал, что в разделе 6 технического задания "Требования к исполнителю" Заказчиком установлены следующие требования:
- аттестат аккредитации органа по аттестации ФСТЭК России в соответствии с "Положением по аттестации объектов информатизации по требованиям безопасности информации", утвержденным Председателем Гостехкомиссии России, 25.11.1994;
- лицензия ФСБ России на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, на основании Закона Российской Федерации "О государственной тайне" от 21.07.1993 N 5485-1;
- лицензия ФСТЭК России на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны (в части технической защиты информации) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" от 15.04.1995 N 333 Указанные выше требования не установлены в качестве требований к участникам закупки и не установлены в требованиях ко второй части заявки, следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 и п. 2 ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе.
Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным.
2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
При формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно техническому заданию Заказчиком установлена в том числе следующие услуги: "Проведение предварительного обследования каждого ВП. Определение требуемых мероприятий и средств по защите информации, необходимых для приведения объектов информатизации в соответствие с требованиями по безопасности информации, включая поставку, установку и настройку необходимых СЗИ. Проведение предварительного обследования технического средства протоколирования судебных заседаний. Определение требуемых мероприятий и средств по защите информации, необходимых для приведения объектов информатизации в соответствие с требованиями по безопасности информации, включая поставку, установку и настройку необходимых СЗИ".
Исходя из указанных положений технического задания следует, что исполнитель контракта так же должен произвести поставку, установку и настройку необходимых средств защиты информации.
Так же в ходе заседания Комиссии УФАС установлено что Заказчиком дан ответ на запрос участника закупки, а именно: "Информация о наименованиях используемых Заказчиком средств защиты не может быть размещена в открытом доступе в сети Интернет, поскольку сведения о методах и средствах защиты секретной информации включены в перечень сведений, составляющих государственную тайну (абзац седьмой пункта 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне"). В соответствие с Техническим заданием, по результатам предварительного обследования Исполнитель осуществляет поставку необходимых средств защиты информации. Получение дополнительных сведений об объектах, предназначенных для обсуждения сведений, составляющих государственную тайну, производится в соответствии с требованиями "Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1, на этапе предварительного обследования каждого объекта. В соответствие с Техническим заданием, Исполнитель осуществляет специальную проверку и специальные исследования. Перечень оборудования представлен в Таблице 1 настоящего Технического задания. Получение дополнительных сведений об объектах, предназначенных для обсуждения сведений, составляющих государственную тайну, производится в соответствии с требованиями "Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1, на этапе предварительного обследования каждого объекта. В Техническом задание установлено требование лицензии на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны. Для выполнения отдельных видов работ Исполнитель вправе привлечь соисполнителя обладающего необходимы лицензиями".
Таким образом, на основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчику необходима поставка, установка и настройка необходимых средств защиты информации, при этом описании таких средств в документации отсутствует.
Следовательно, в действиях Заказчика усматривается нарушение п. 1 ч. 1. ст. 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении описания необходимых товаров.
Таким образом, данный довод жалобы является обоснованным.
В результате внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются в случае закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта.
Согласно техническому заданию Заказчиком установлена в том числе следующие услуги: "Проведение предварительного обследования каждого ВП. Определение требуемых мероприятий и средств по защите информации, необходимых для приведения объектов информатизации в соответствие с требованиями по безопасности информации, включая поставку, установку и настройку необходимых СЗИ. Проведение предварительного обследования технического средства протоколирования судебных заседаний. Определение требуемых мероприятий и средств по защите информации, необходимых для приведения объектов информатизации в соответствие с требованиями по безопасности информации, включая поставку, установку и настройку необходимых СЗИ".
Исходя из указанных положений технического задания следует, что исполнитель контракта так же должен произвести поставку, установку и настройку необходимых средств защиты информации.
Так же в ходе заседания Комиссии УФАС установлено что Заказчиком дан ответ на запрос участника закупки, а именно: "Информация о наименованиях используемых Заказчиком средств защиты не может быть размещена в открытом доступе в сети Интернет, поскольку сведения о методах и средствах защиты секретной информации включены в перечень сведений, составляющих государственную тайну (абзац седьмой пункта 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5485-I "О государственной тайне"). В соответствие с Техническим заданием, по результатам предварительного обследования Исполнитель осуществляет поставку необходимых средств защиты информации. Получение дополнительных сведений об объектах, предназначенных для обсуждения сведений, составляющих государственную тайну, производится в соответствии с требованиями "Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1, на этапе предварительного обследования каждого объекта. В соответствие с Техническим заданием, Исполнитель осуществляет специальную проверку и специальные исследования. Перечень оборудования представлен в Таблице 1 настоящего Технического задания. Получение дополнительных сведений об объектах, предназначенных для обсуждения сведений, составляющих государственную тайну, производится в соответствии с требованиями "Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.2004 N 3-1, на этапе предварительного обследования каждого объекта. В Техническом задание установлено требование лицензии на осуществление мероприятий и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны. Для выполнения отдельных видов работ Исполнитель вправе привлечь соисполнителя обладающего необходимы лицензиями".
Таким образом, на основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчику необходима поставка, установка и настройка необходимых средств защиты информации, при этом описании таких средств в документации отсутствует, поскольку сведения о необходимых средствах защиты информации, а так же сведения об уже имеющихся средствах защиты информации, которые необходимо обслуживать являются сведениями составляющими государственную тайну.
Следовательно, Заказчиком неверно выбран способ определении поставщика (подрядчика, исполнителя), что является нарушением п. 2 ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе.
При установленных обстоятельствах допущенные нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи предписания об аннулировании закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

решила:

1. Признать жалобу ООО "Ц" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 5 ст. 66, п. 2 ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии, оператору электронной торговой площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРЕДПИСАНИЕ
от 3 сентября 2018 г. по делу N 44-4203/18
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАКУПКАХ


Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
на основании своего решения по делу N 44-4203/18 о нарушении законодательства о контрактной системе, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
предписывает:
1. Заказчику - Арбитражный суд Псковской области и его аукционной комиссии - устранить выявленные нарушения п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 5 ст. 66, п. 2 ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе путем аннулирования закупки и с этой целью:
- отменить все совершенные действия и принятые решения при осуществлении закупки (закупка N 0157100003118000030);
- исполнить предписание в течение 7 календарных дней со дня его опубликования на официальном сайте www.zakupki.gov.ru.
2. Заказчику - Арбитражный суд Псковской области и его аукционной комиссии представить в Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу доказательства исполнения п. 1 настоящего предписания в срок до 25.09.2018.
Примечание. В соответствии с ч. 7 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - пятисот тысяч рублей.
Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.