Решение по делу ВП–139/15 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

условия допуска к закупке
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о не учитывании незаконных

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу ВП–139/15 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

09.11.2015Москва

 

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев обращение ООО «СТРОЙТЕХГРУПП» (далее – Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Управления Судебного департамента в Пермском крае (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по комплексному капитальному ремонту объекта: «Здание Березниковского городского суда Пермского края, расположенного по адресу : г. Березники, ул. Свободы, 43 А» (номер извещения 0156100008315000220) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15,

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к определенным видам работ, а также лицензий Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации на монтаж систем пожарной сигнализации, противопожарного водоснабжения, оповещения и эвакуации.

2. Документация об Аукционе не содержит положения о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.

3. Заказчиком не установлено дополнительное требование к участникам Аукциона, предъявляемое в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 (ред. от 02.07.2015) «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - Постановление № 99).

4. Документация об Аукционе не содержит положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта.

Согласно письменным возражениям Заказчика, Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.

В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 18.09.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 48 038 679 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущены 3 участника закупки;

6) дата проведения Аукциона – 30.10.2015;

7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;

8) победителем Аукциона признано Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Татнефть-Энергосервис» с минимальным предложением о цене контракта 44 195 584,60 рубля.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с частями 4 – 5.1 статьи 48, 2 – 3.1 статьи 52 ГрК РФ заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации – выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.

Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника размещения заказа свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 ГрК РФ и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 22.1 Информационной карты документации об Аукционе установлено, к участникам Аукциона предъявляется, в том числе, требования о наличии: «1. Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией (СРО), о допуске к определённым видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с перечнем видов работ, утвержденного Приказом Министерства регионального развития от 30 декабря 2009 г. № 624, на следующие виды работ: 6.1. Опалубочные работы; 6.2. Арматурные работы; 6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций; 7.1. Монтаж фундаментов и конструкций подземной части зданий и сооружений; 7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам, ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок; 10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений; 12.8. Антисептирование деревянных конструкций; 12.9. Гидроизоляция строительных конструкций; 12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования; 12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования; 16.1. Укладка трубопроводов водопроводных; 16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей; 16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода; 20.2. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 35 кВ включительно, а также на другие виды работ, необходимые для выполнения комплексного капитального ремонта согласно проектно-сметной документации. 2. Лицензии Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, действующей на период исполнения контракта на следующие виды работ:

- монтаж систем пожарной сигнализации и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ;

- монтаж систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ;

- монтаж систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая проведение пусконаладочных работ,

а также на другие виды работ, необходимые для выполнения комплексного капитального ремонта согласно проектно-сметной документации».

При этом, следует отметить, что в соответствии с законодательством Российской Федерации при исполнении государственного или муниципального контракта на выполнение работ, предусматривающих наличие лицензии на осуществление той или иной деятельности, исполнитель вправе привлечь для оказания таких услуг соисполнителя, обладающего соответствующими документами.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к определенным видам работ, а также лицензий Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации на монтаж систем пожарной сигнализации, оповещения и эвакуации, противопожарного водоснабжения, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе к участникам закупки предъявляется требование о том, что участник закупки не является офшорной компанией.

На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит положений о том, что участник закупки не должен являться офшорной компанией.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требование, предусмотренное пунктом 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (далее - ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Комиссией установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Аукциона указан код ОКПД 45.45.13.190 при этом начальная (максимальная) цена контракта составляет 48 038 679 рублей, в связи с чем Заказчику необходимо установить дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные пунктом 2 приложения № 1 к Постановлению № 99.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в пункте 1 извещения о проведении Аукциона установлено следующее: «Иные дополнительные требования к участникам (в соответствии с частью 2 Статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ) наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

Таким образом, довод заявителя о том, что Заказчиком не установлено дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с Постановлением № 99 своего подтверждения не нашел.

Вместе с тем, документация об Аукционе наряду с информацией предусмотренной частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, должна содержать информацию указанную в извещении о проведении такого аукциона.

На заседании Комиссии установлено, что документация об Аукционе не содержит информацию указанную в извещении о проведении Аукциона об установлении дополнительных требований к участникам закупки, что нарушает часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

4. В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 и статьей 95 Закона о контрактной системе.

Изучив документацию об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, в документации об Аукционе не установлено положение о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, указанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях..

5. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе, в том числе, установлены требования к материалам используемым при выполнении работ в соответствии с техническими условиями, такие как:

448 Унифлекс

ТУ 5774-001-17925162-99

или эквивалент Рулонный гидроизоляционный наплавляемый материал покрытый мелкозернистой посыпкой с обеих сторон с защитной полимерной пленкой

668 ТехноЛайт

ТУ 5762-043-17925162-2006

или эквивалент Негорючие, гидрофобизированные теплоизоляционные плиты из минеральной ваты на основе горных пород базальтовой группы толщиной 120мм. Сжимаемость не более 30 кг/м3, теплопроводность при 25 °С не более 0,039 Вт/(м. °С), паропроницаемость не менее 0,30 мг/(м.ч.Па), влажность по массе не более 0,5 %, водопоглощение по объему не более 1,5 %, Содержание органических веществ не более 2,5%

1107 Труба гибкая гофрированная с двухслойной профилированной стенкой

ТУ 2248-015-47022248-2006 Наружный диаметр трубы 110мм. Внешняя стенка - полиэтилен низкого давления, внутрення стенка - полиэтилен высокого давления. Температура монтажа от - 40°С до + 90°С. Усилие сжатия на 0,3 п.м. при 5% деформации 680Н.

8 Цементно-песчаный раствор М100

ТУ 5745-001-86214064-2008 Средняя плотность не менее 1000 кг/м3, подвижность от 4 до 8см, водоудерживающая способность не мене 90%, расслаиваемость не более 10%, средняя плотность затвердевшей смеси не менее 1000 кг/м3, морозостойкость не менее F 10

339 Эмаль «Жидкий пластик»

ТУ 2312-007-98310821-2008

(ТУ 2312-003-98310821-2007) Защитно-декоративная эмаль для окрашивания металлических поверхностей. Основа - алкидная смола. Внешний вид пленки - однородная матовая поверхность. Массовая доля нелетучих веществ 60-68%, условная вязкость не менее 100-150 сек. Время высыхания до степени 3 при t (20,0±0,5)°С не более 8 ч. Укрывистость в пересчете на сухую пленку не более 120 г/кв.м, степень перетира не более 50 мкм

В соответствии с ГОСТ 2.114-95 технические условия (ТУ) являются техническим документом, который разрабатывается по решению разработчика (изготовителя) или по требованию заказчика (потребителя) продукции, то есть определенный номер технического условия соответствует продукции только одного производителя.

Например, согласно ТУ 5774-001-17925162-99 распространяются на материал рулонный кровельный и гидроизоляционный наплавляемый битумно-полимерный Унифлекс, предназначенный для устройства кровельного ковра зданий и сооружений и гидроизоляции строительных конструкций во всех климатических районах по СНиП 2.01.01, а также в условиях повышенной химической агрессии. Также согласно ТУ 5762-043-17925162-2006 распространяются на теплоизоляционные минераловатные плиты (далее плиты), предназначенные для использования в качестве теплозвукоизоляционного слоя в строительных изделиях, конструкциях и системах, исключительный разработчик вышеназванных технических условий и держатель подлинника - ЗАО «ТехноНИКОЛЬ». Согласно ТУ 2248-015-47022248-2006 рекомендуется в качестве нормативно-технического документа при проектировании, строительстве и эксплуатации кабельной канализации с использованием гибких и жёстких двустенных пластмассовых труб, производимых исключительно компанией ЗАО «Диэлектрические кабельные системы» и т.д.

Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к закупаемому товару, ограничивающее количество участников закупки не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, к участию в Аукционе допущены все поступившие заявки от участников закупки, в связи с чем, у Комиссии нет оснований полагать, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 2 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 64, частей 1, 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

2. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

3. Передать материалы дела от 09.11.2015 № ВП–139/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.