РЕШЕНИЕ от 18 ноября 2020 г. по делу № П-218/20 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Иное

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
выбор способа закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20
"О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение Информационного интернет-агентства "Инфо-Сити" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях МКУ "У" (далее - Заказчик), Администрации города Орла (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО "РА" (далее - Оператор электронной площадки) запроса предложений в электронной форме на проведение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, предусматривающих проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту: "Реконструкция "Красного моста" в городе Орле" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0154300014620000610) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 13.08.2020
N 744/20,
 
установила:
 
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Запроса предложений.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом допущены следующие нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Запроса предложений вместо конкурса с ограниченным участием;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не проведено обязательное общественное обсуждение;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не размещен в составе документации о Запросе предложений график выполнения строительно-монтажных работ;
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении об осуществлении закупки ненадлежащим образом установлен источник финансирования закупки;
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о Запросе предложений надлежащим образом не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами обращения Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Заказчика, Уполномоченного органа Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 30.10.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 496 764 974,15 рубля;
3) источник финансирования - бюджет города Орла;
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
5) дата и время окончания срока подачи заявок - 10.11.2020;
6) на участие в Запросе предложений подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям документации о Запросе предложений и Закону о контрактной системе;
7) победителем Запроса предложений признано ООО "РБ" с минимальным предложением о цене государственного контракта в размере 1 416 764 974,15 рубля.
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Запроса предложений вместо конкурса с ограниченным участием.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в случае признания открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с частью 4 статьи 55.1 и частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости) и вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений в электронной форме в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе (при этом объект закупки не может быть изменен) или новую закупку в соответствии с Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что извещение о проведении Запроса предложений опубликовано в ЕИС в связи с тем, что ранее 16.10.2020 Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона по аналогичному объекту закупки (номер извещения - 0154300014620000601) (далее - Аукцион), вместе с тем, в соответствии с частью 13 статьи 69 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, так как по окончании срока подачи заявок подана только одна заявка, признанная несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе и документации об Аукционе, в связи с чем Заказчиком, Уполномоченным органом размещен в ЕИС протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 28.10.2020 N 0154300014620000601-0. Таким образом, на основании пункта 5 части 2 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, 30.10.2020 Заказчиком опубликовано извещение о проведении Запроса предложений.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56.1 Закона о контрактной системе, конкурс с ограниченным участием заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случае, если поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что согласно законодательству Российской Федерации, объект закупки не относится к случаям, установленным пунктом 1 части 2 статьи 56.1, в связи с чем осуществление закупки путем проведения Запроса предложений не противоречит Закону о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая тот факт, что Заявитель на заседании Комиссии не представил материалов и сведений в обоснование указанного довода, Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не проведено обязательное общественное обсуждение.
Частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе установлено, что Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 20 Закона о контрактной системе закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с частями 1 и 2 статьи 20 Закона о контрактной системе, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 22.08.2016 N 835 "Об утверждении правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) установлено, что обязательное общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей более 1 млрд. рублей, с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:
а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
б) в рамках государственного оборонного заказа;
в) при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в случае, предусмотренном частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе;
г) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения в соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает триста миллионов рублей либо начальная (максимальная) цена контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства не превышает двух миллиардов рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за семь дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что к проводимой закупке применим подпункт "в" пункта 2 Правил, так как начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 496 764 974,15 рубля. Кроме того, Правилами не установлена обязанность заказчиков проводить обязательные общественные обсуждения при проведении запросов предложений в электронной форме, в связи с чем действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат законодательству о контрактной системе в сфере закупок.
При этом представителем Заявителя в составе обращения не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно не размещен в составе документации о Запросе предложений график выполнения строительно-монтажных работ (далее - График).
Кроме того, согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о Запросе предложений установлены ненадлежащие сроки выполнения работ.
В соответствии с частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
На заседании Комиссии установлено, что обязательным приложением к проекту государственного контракта документации о Запросе предложений является, в том числе График (Приложение N 4).
Согласно Графику, сроком выполнения работ по контракту является 18.11.2022.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанный График составлен в соответствии с требованиями Приказа Минстроя России от 05.06.2018 N 336/пр "Об утверждении Методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ" и позволяет участникам закупки определить порядок выполнения строительно-монтажных работ. Кроме того, указанный График содержит надлежащим образом установленный срок выполнения работ по контракту, который установлен исходя из потребности Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, и учитывая тот факт, что Заявитель на заседании Комиссии не представил материалов и сведений в обоснование указанного довода, Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в извещении об осуществлении закупки ненадлежащим образом установлен источник финансирования закупки.
Пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать, в том числе, сведения об источнике финансирования.
Извещением об осуществлении закупки установлено, что источником финансирования является бюджет города Орла.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа сообщили, что источником финансирования является бюджет города Орла, в связи с чем установление указанных сведений в извещении об осуществлении закупки правомерно и не противоречит Закону о контрактной системе.
На основании изложенного, и учитывая тот факт, что Заявитель на заседании Комиссии не представил материалов и сведений в обоснование указанного довода, Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации о Запросе предложений надлежащим образом не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные Постановлением Правительства N 99.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства N 99.
При этом исходя из положений Постановления Правительства N 99 следует, что установление дополнительных требований к опыту участника закупки осуществляется заказчиками исключительно при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что закупка на выполнение работ по объекту осуществляется путем проведения Запроса предложений, в связи с чем действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации о Запросе предложений дополнительных требований к опыту участника закупки, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, и учитывая тот факт, что Заявитель на заседании Комиссии не представил материалов и сведений в обоснование указанного довода, Комиссия приходит к выводу, что довод обращения Заявителя не нашел своего подтверждения.
Таким образом, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20, Комиссия
 
решила:
 
Признать доводы обращения информационного интернет-агентства "Инфо-Сити" не нашедшими своего подтверждения.