РЕШЕНИЕ от 18 сентября 2018 г. по делу N 18/44/105/1219 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт
Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
ограничение количества участников путем объединения
порядок оценки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2018 г. по делу N 18/44/105/1219 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "М" на действия ГОКУ "Управление капитального строительства Мурманской области" (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Мурманской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении единой комиссией Комитета государственного заказа Мурманской области (далее - Единая комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, реконструкции и оснащению оборудованием объекта:"Реконструкция каньонов ГОБУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер", <...>" (номер извещения - 0149200002318003025) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службыпо исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),


установила:


В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно проводится закупка на право заключения контракта жизненного цикла;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено неправомерное требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе одновременно выписок из членов саморегулируемых организаций в областях архитектурно-строительного проектирования, с правом выполнять подготовку проектной документации в отношении объектов использования атомной энергии и строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, а также неправомерное требование о предоставлении в составе заявки на участие вКонкурсе одновременно 4 различных лицензий в области использования радиоактивных веществ и радиационных источников, выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
3. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства N 99);
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации ненадлежащий образом установлено условие об обеспечении исполнения контракта в случае предоставления банковской гарантии;
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе (далее - Порядок оценки) по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2);
6. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен перечень возможных видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственномуи (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570), а также установивших в приложении N 4 к проекту контракта документации об Аукционе ненадлежащий объем работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
7. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
8. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлена возможность поставки товара, эквивалентного требованиям технического задания Конкурсной документации;
9. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации не установлена формула цены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и постановления Правительства Российской Федерации от 12.05.2017 N 563 "О порядке и об основаниях заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 563);
10. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации не установлен порядок приемки и оплаты работ в отношении ремонта и технического обслуживания специализированного оборудования;
11. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлена совокупность требований к товарам, которые соответствуют продукции единственного производителя, а именно "SunNuclear", а также неправомерное требование о согласовании с Заказчиком не менее трех производителей оборудования, предлагаемого к поставке.
12. Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом исполнено предписание Комиссии Мурманского УФАС России по делу от 30.07.2018 N 06-10/18-186, 187; (далее - Предписание Мурманского УФАС).
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя 17.09.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 18.09.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 29.08.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -Конкурс с ограниченным участием;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 219 595 390,37 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.09.2018;
5) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
6) дата проведения предквалификационного отбора - 20.09.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно проводится закупка на право заключения контракта жизненного цикла.
Частью 16 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, заказчик вправе заключить контракт, предусматривающий закупку товара или работы (в том числе при необходимости проектирование, конструирование объекта, который должен быть создан в результате выполнения работы), последующие обслуживание, ремонт и при необходимости эксплуатацию и (или) утилизацию поставленного товара или созданного в результате выполнения работы объекта (контракт жизненного цикла).
Перечень случаев, при которых заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1087 "Об определении случаев заключения контракта жизненного цикла" (далее - Постановление Правительства N 1087).
Пунктом "к" Постановления N 1087 установлено, что заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла в случае проведения закупки на выполнение работ по проектированию, строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения (в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов капитального строительства.
Согласно Конкурсной документации, в рамках выполнения работ по контракту осуществляются работы по разработке проектной документации, строительству и поставке технологического оборудования и его последующего ремонта и обслуживания.
Вместе с тем, исходя из положений Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 1087, заказчик вправе заключить контракт жизненного цикла при осуществлении закупки на одновременное выполнение работ исключительно по строительству и реконструкции объектов капитального строительства в сфере здравоохранения (в том числе объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения), включая закупку медицинского оборудования, предусмотренного проектной документацией указанных объектов капитального строительства.
Вместе с тем, учитывая, что проектная документация на момент размещения извещения о проведении Конкурса отсутствует, при этом работы по разработке соответствующей документации предусмотрены Конкурсной документацией, Комиссия приходит к выводу, что проводимая Заказчиком, Уполномоченным органом закупка не соответствует квалифицирующим признакам закупки на заключение контракта жизненного цикла, предусмотренным Постановлением Правительства N 1087, что, в свою очередь, не соответствует части 16 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлено требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе одновременно выписок из членов саморегулируемых организаций в областях архитектурно-строительного проектирования, с правом выполнять подготовку проектной документации в отношении объектов использования атомной энергии и строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень требований к составу заявки на участие в Конкурсе, при этом частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, документов и информации, не допускается.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Пунктом 5 раздела 6 Конкурсной документации установлены, в том числе, следующие требования к составу заявки на участие в Конкурсе: "Участник закупки обязан предоставить, в том числе:
- выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок (требование не распространяется на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, а так же на участников, являющихся унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, юридическими лицами, с госучастием в случаях, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ), подтверждающую членство участника в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, с правом выполнять подготовку проектной документации в отношении объектов использования атомной энергии.
- выписку из реестра членов саморегулируемой организации по форме, установленной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, выданную не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок (требование не распространяется на участников, которые предложат цену контракта 3 млн руб. и менее по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, а так же на участников, являющихся унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями, юридическими лицами, с госучастием в случаях, предусмотренных ч. 2.1 ст. 47, ч. 4.1 ст. 48, ч. 2.2 ст. 52 ГрК РФ), подтверждающую членство участника в СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства с правом осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении объектов использования атомной энергии, с уровнем ответственности по договору строительного подряда не ниже второго".
Вместе с тем, учитывая, что результатом выполнения работ по контракту является ввод объекта капитального строительства, предусмотренного Конкурсной документацией, в эксплуатацию, участник закупки в силу требований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе должен является членом саморегулируемой организации в области строительства, что подтверждается в соответствии с требованиями Грк РФ, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения Конкурсной документации не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
Кроме того, законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено условие о том, что выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, следовательно, вышеуказанное требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации не соответствует положениям Закона о контрактной системе.
Кроме того, пунктом 5 раздела 6 Конкурсной документации установлены, в том числе, следующие требования к составу заявки на участие в Конкурсе: "Участник закупки в составе заявки на участие в закупке предоставляет, в том числе, копию лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на проектирование и конструирование комплексов, в которых содержатся радиоактивные вещества; копию лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на сооружение комплексов, в которых содержаться радиоактивные вещества, в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям, копию лицензии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию радиационных источников (аппаратов, в которых содержатся радиоактивные вещества), в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующей организации, копию лицензии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих).
Согласно статье 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" радиационными источниками являются не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.
При этом статьей 3 Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" установлено, что действие Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" не распространяется на объекты, содержащие или использующие ядерные материалы и радиоактивные вещества в количествах и с активностью (и (или) испускающие ионизирующее излучение с интенсивностью или энергией) менее установленных федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии значений, для которых требуются разрешения федеральных органов исполнительной власти в области государственного регулирования безопасности (далее - органы государственного регулирования безопасности) при использовании атомной энергии при осуществлении деятельности с указанными объектами, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Кроме того, согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая, что проектная документация, позволяющая определить виды и объемы работ, подлежащих выполнению в рамках исполнения контракта на момент размещения извещения о проведении Конкурса отсутствует, а также, что Заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу, что объект закупки является объектом использования атомной энергии и требование о предоставлении в составе заявки лицензий, предусмотренных Конкурсной документацией, не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и не влечет ограничение участников закупки, Комиссия считает, что вышеуказанное требование Конкурсной документации не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу что вышеуказанные требования Конкурсной документации, указанные в пункте 2 настоящего решения, не соответствуют требованиям части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что в свою очередь, содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Пунктом 2 приложения N 1 Постановления Правительства N 99 установлено, что дополнительные требования предъявляются к участникам закупки в случае, если предметом аукциона является выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме 43.13) ОКПД, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей.
В Конкурсной документации установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе на выполнение работ по строительству, и (или) реконструкции, и (или) капитальному ремонту одного из особо опасных, технически сложных, уникальных объектов капитального строительства. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (договора), на право заключить который проводится соответствующий конкурс, что подтверждается предоставлением следующих документов: - копия исполненного контракта (договора); - копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство).Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации).Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что дополнительные требования к участникам закупки установлены в Конкурсной документации в соответствии с пунктом 5 Приложения 2 Постановления N 99, поскольку объект закупки является особо опасным объектом в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 48.1 ГрК РФ к особо опасным объектам относятся, в том числе, объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов).
Вместе с тем, учитывая, что проектная документация на момент размещения извещения о проведении Конкурса отсутствует, а также, что Заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу, что объект закупки является особо опасным объектом (объектом использования атомной энергии), Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки, что не соответствует части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации ненадлежащий образом установлено условие об обеспечении исполнения контракта в случае предоставления банковской гарантии.
Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе установлено, что Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктами 2.2.2 и 17.1 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что срок выполнения работ по контракту - "с даты заключения контракта до 15.05.2019 года", при этом срок действия контракта - до 31.12.2019 года.
Пунктом 12.4 проекта контракта установлено, что срок действия обеспечения исполнения контракта в форме банковской гарантии - 30.03.2020 года.
Пунктом 8.1.3 проекта контракта Конкурсной документации установлено, что срок предоставления гарантии качества на оборудование (включая узлы, агрегаты, комплектующие, принадлежности, а также на работы, выполняемые подрядчиком в ходе исполнения контракта (комплекс мероприятий, выполняемых подрядчиком в гарантийный период эксплуатации) - не менее 12 месяцев с даты подписания сторонами акта приемки оборудования в эксплуатацию, оказания услуг по обучению правилам эксплуатации и инструктажу специалистов и на гарантийное обслуживание оборудования составляет 5 лет с даты ввода объекта в эксплуатацию.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что срок действия банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта, установленный в проекте контракта Конкурсной документации не противоречит требованиям Закона о контрактной системе, при этом Заявителем на заседании Комиссии иного не доказано, в связи с чем, Комиссия считает довод Заявителя не нашедшим своего подтверждения.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлен ненадлежащий Порядок оценки по Критерию N 2, поскольку дополнительные требования, предусмотренные Постановлением Правительства, применяются в качестве оценке по Критерию N 2, а также оценке подлежат работы, которые не сопоставимы с объектом закупки.
В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
Кроме того, пунктом 11 Правил установлено, что в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель "Опыт участника закупки по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
В Конкурсной документации установлен следующий Порядок оценки:
1. Цена контракта - значимость критерия 80%;
2. Критерий N 2 - значимость критерия 20%.
В рамках Критерия N 2 установлены следующие показатели: "Опыт участника по успешному выполнению проектных работ сопоставимого характера" (далее - Показатель N 1) и "Опыт участника по успешному выполнению строительных работ сопоставимого характера" (далее - Показатель N 2).
По Показателю N 1 в рамках Критерия N 2 оценке подлежит количество документов, подтверждающих выполнение работ по проектированию особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства за последние три года до дня окончания подачи заявок на участие в Конкурсе. В целях оценки конкурсных заявок работами, сопоставимыми по характеру, признаются работы по проектированию особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства. Источником информации для оценки конкурсных заявок по данному показателю является "Конкурсное предложение", а также документы подтверждающие опыт успешного выполнения работ, выполненных участником по контрактам на выполнение проектных работ сопоставимого характера.
Опыт выполнения работ оценивается исходя из представленных документов, подтверждающих наличие у него опыта выполнения работ в соответствии с установленными заказчиком требованиями: копии контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) по разработке проектной документации по особо опасным, технически сложным объектам капитального строительства; копии положительных заключений ФАУ "Г" на проектную документацию и результаты инженерных изысканий или копии положительных заключений ФАУ "Г" на проектную документацию, по наименованию объекта проектирования указанному в контракте (договоре).
По показателю N 2 оценке количество документов, подтверждающих успешное выполнение работ по строительству или реконструкции особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства за последние три года до дня окончания подачи заявок на участие в Конкурсе. Источником информации для оценки конкурсных заявок по данному показателю является "Конкурсное предложение", а также документы подтверждающие опыт успешного выполнения работ, выполненных участником по контрактам на выполнение работ по строительству или реконструкции особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства (стоимость каждого должна составлять не менее чем 219 595 390 рублей).
Опыт выполнения работ оценивается исходя из представленных документов, подтверждающих наличие у него опыта выполнения работ в соответствии с установленными заказчиком требованиями: копии контрактов (договоров) на выполнение работ, в которых указана стоимость; акты приемки объектов и/или заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации по наименованию Объекта в контракте (договоре).
При оценке заявок по показателю "Опыт участника по успешному выполнению строительных работ сопоставимого характера" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по количеству успешно выполненных работ по контрактам на выполнение работ по строительству или реконструкции особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Порядок оценки по Показателям N 1 и N 2 Критерия N 2 не противоречит положениям Правил и Закону о контрактной системе, при этом вышеуказанные положения Порядка оценки являются отличными от положений Постановления Правительства N 99 поскольку не являются условием допуска до участия в Конкурсе, а способствуют выявлению лучших условий исполнения контракта, что, по мнению Комиссии, не противоречит Закону о контрактной системе, при этом Заявителем иного на заседании Комиссии не доказано.
Вместе с тем, учитывая, что проектная документация на момент размещения извещения о проведении Конкурса отсутствует, а также, что Заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу, что объект закупки является особо опасным объектом (объектом использования атомной энергии), Комиссия считает, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Порядке оценки Конкурсной документации ненадлежащим образом установлена сопоставимость между сведениями, подлежащими оценке, и классом объекта, в отношении которого выполняются работы в рамках исполнения контракта, что в свою очередь, не соответствует части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен перечень возможных видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии Постановлением Правительства N 570.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлены:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления Правительства 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения неустойки.
Пунктом 1 раздела 2 Конкурсной документации установлен следующий перечень видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в объеме не менее 25% от начальной (максимальной цены контракта): "Устройство кровли, фасадные работы, внутренние отделочные работы, устройство внутренних санитарно-технических систем, устройство внутренних электротехнических систем, устройство внутренних трубопроводных систем, устройство внутренних слаботочных систем, установка подъемно-транспортного оборудования, монтаж технологического оборудования".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в Конкурсной документации и обосновании инвестиций, размещенном Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС в соответствии с Постановлением Правительства N 563, помимо вышеуказанных видов работ, установлены иные работ, включенные в перечень Постановления Правительства N 570, так, например, работы по благоустройству.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570, что, в свою очередь, не соответствует части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административныхправонарушениях.
7. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом о контрактной системе, Бюджетнымкодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации: 1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд; 2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации; 3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что Заказчиком ненадлежащим образом осуществлено обоснование начальной (максимальной) цены контракта, Комиссией не рассматривается.
8. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлена возможность поставки товара, эквивалентного требованиям технического задания Конкурсной документации.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требованияк деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
По мнению Заявителя, по ряду пунктов технического задания Конкурсной документации, установлено требование к товарным знаком поставляемого оборудования, при этом возможность поставки эквивалентного товара в Конкурсной документации не установлена.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что положениями технического задания Конкурсной документации установлено, что допускается, по согласованию с Заказчиком, применение материала (оборудования, мебели, инвентаря) - эквивалента, который может превосходить по качеству и техническим характеристикам материалы (оборудование, мебель, инвентарь), указанные в проектной документации, при предоставлении всех необходимых документов, подтверждающих их эквивалентность. Качество предлагаемых Подрядчиком к применению материалов (оборудования, мебели, инвентаря) должно соответствовать или превосходить технические и качественные характеристики материалов, указанные в проектной документации. Все материалы (оборудование, мебель, инвентарь) должны быть новыми, не должны иметь повреждений и должны иметь не просроченный срок годности.
Кроме того, представители Заказчика пояснили, что пункты технического задания, указанные в жалобе Заявителя, содержат указания на тип материала поставляемых товаров, и не содержат указаний на товарный знак.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия считает вышеуказанный довод жалобы не нашедшим своего подтверждения.
9. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации не установлена формула цены в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 563.
Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Постановлением Правительства N 563 установлен порядок и основания заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Пунктом 2 правил заключения контрактов, предметом которых является одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства, утвержденных Постановлением Правительства N 563, установлено, что контракт заключается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при наличии заключения по результатам проведенного в порядке, установленномПравительством Российской Федерации, технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, а также решение о заключении контракта принято Правительством Российской Федерации или главным распорядителем средств федерального бюджета (по согласованию с субъектом бюджетного планирования, если главный распорядитель средств федерального бюджета не является субъектом бюджетного планирования) - в отношении объектов капитального строительства федеральной собственности, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации - в отношении объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации или главой муниципального образования - в отношении объектов капитального строительства муниципальной собственности.
Пунктом 4 Постановления Правительства N 563 установлено, что в контракте указываются цена контракта, установленная с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также установленные заказчиком в документации о закупке максимальное значение цены контракта, и формула цены контракта Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что формула цены, предусмотренная положениями Закона о контрактной системе и Постановления Правительства N 563 в Конкурсной документации не установлена, что не соответствует части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе и системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе установлено, что Конкурсная документация должна, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что заключение о проведении технологического и ценового аудита, на основании которого осуществляется обоснование инвестиций, осуществляемых в инвестиционный проект по созданию объекта капитального строительства, в отношении которого планируется заключение контракта, Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС не размещен, что, по мнению Комиссии, вводит участников закупки в заблуждение, что, в свою очередь не соответствует части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушает часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
10. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Конкурсной документации не установлен порядок приемки и оплаты работ в отношении ремонта и технического обслуживания специализированного оборудования.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт включает в себя обязательные условия в отношении, в том числе, порядка и сроков оплаты товара, работы или услуги, порядка и сроков осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Частью 8 проекта контракта Конкурсной документации установлены положения в отношении выполнения подрядчиком работ по ремонту и техническому обслуживанию специализированного оборудования, при этом порядок приемки и оплаты соответствующих работ Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлен, при этом представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что вышеуказанные положения будут включены в контракт на стадии его исполнения.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные положения проекта контракта Конкурсной документации не соответствуют части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации совокупность требований к товарам, которые соответствуют продукции единственного производителя, а именно "SunNuclear", а также неправомерное требование о согласовании с Заказчиком не менее трех производителей оборудования, предлагаемого к поставке.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования кделовой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 3 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
На заседании Комиссии представитель Заявителя представил сравнительную таблицу характеристик медицинского оборудования, предусмотренного техническим заданием Конкурсной документации (так, например, пункты 2, 3, 4), согласно которой, совокупности технических требований, указанных в техническом задании Конкурсной документации, соответствует оборудования единственного производителя, а именно "SunNuclear", при этом товары иных производителей не соответствуют требованиям технического задания Конкурсной документации Вместе с тем, представителями Уполномоченного органа на заседании Комиссии не представлены сведения и документы, в том числе ответы на запросы о коммерческих предложениях и документальные подтверждения, свидетельствующие о необоснованности довода жалобы Заявителя, позволяющие Комиссии прийти к выводу, что требованиям технического задания Конкурсной документации соответствует продукция не только производителя SunNuclear, но и иных производителей, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное требование Конкурсной документации не соответствует части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушает часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Кроме того, пунктом 19 раздела 3.1 Конкурсной документации установлено, что подрядчик обязан согласовать оборудование с Заказчиком предоставив на рассмотрение не менее трех производителей, технические характеристики свести в сравнительную таблицу, что по мнению Комиссии, является неправомерным требование, может повлечь ограничение количества участников закупки и не соответствует части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
11. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом исполнено Предписание Мурманского УФАС.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе установлено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе, в том числе, выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением Комиссии Мурманского УФАС по делу от 30.07.2018 N 06-10/18-186, 187 в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения части 16 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неправомерном проведении закупки на право заключения контракта жизненного цикла, нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в техническом задании Конкурсной документации совокупности технических требований, указанных в техническом задании Конкурсной документации, соответствует оборудования единственного производителя.
На основании вышеуказанного решения Заказчику, Уполномоченному органу выдано Предписание о внесении изменений в Конкурсную документацию, либо аннулировании проведения закупки.
Вместе с тем, как ранее указано в настоящем решении, Предписание Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено надлежащим образом, поскольку определение поставщика (подрядчика, исполнителя) не аннулировано, а также в Конкурсную документацию не внесены изменения в соответствии с Предписанием, что, по мнению Комиссии, не соответствует пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями главы 3 Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе проведение конкурса с ограниченным участием применяется в случае, если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также в случаях выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников историии культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда.
Таким образом, Законом о контрактной системе устанавливаются возможные случаи проведения конкурса с ограниченным участием, в том числе если товары (услуги, работы) в силу их особой сложности, инновационного или специализированного характера могут быть поставлены или выполнены ограниченным числом поставщиков, имеющих необходимый уровень квалификации.
Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2016 года N 471-р.
13.05.2016 вступило в силу распоряжение Правительства Российской Федерации N 890-р, согласно которому заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включенных в код по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - ОКПД2) 41.2,42,43 (кроме кода 43.13), а именно работы строительные. Исключение составляют работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения.
Следовательно, заказчики обязаны проводить электронный аукцион вне зависимости от начальной (максимальной) цены контракта в случае закупки работ, включенных в код ОКПД2 41.2, 42, 43, а именно работы строительные (кроме кода 43.13).
Конкурсной документацией предусмотрено, что в рамках выполнения работ по контракту осуществляются работы по разработке проектной документации, строительству и поставке технологического оборудования и его последующего ремонта и обслуживания, при этом, как ранее указано в решении, установлены требования о членстве участников закупки в саморегулируемой организации, дополнительные требования в соответствии с Постановлением Правительства N 99.
Кроме того, согласно извещению, Заказчиком, Уполномоченным органом установлен код ОКПД2-41.20.40.110 "Работы строительные по возведению и реконструкции объектов использования атомной энергии (кроме атомных электростанций)", который, в свою очередь, входит в Перечень.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что закупка проводится путем проведения Конкурса, поскольку объект закупки является особо опасным в соответствии с частью 1 статьи 48.1 ГрК РФ.
Вместе с тем, Заказчиком на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу, что объект закупки является особо опасным объектом (объектом использования атомной энергии), при этом проектная документация, содержащая, в том числе, сведения о классификации объекта закупки в ЕИС отсутствует.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также, что в рамках сформированного Заказчиком, Уполномоченным органом объекта закупки предполагается осуществление работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) ОКПД2, поставка технологического оборудования, а также то, что из пояснений Заказчика не представляется возможным прийти к выводу, что объект закупки является объектом использования атомной энергии и является особо опасным, Комиссия приходит к выводу о том, что осуществление рассматриваемой закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием не соответствуют части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, нарушают часть 2 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 22 статьи 99, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:


1. Признать жалобу ООО "М" обоснованной в части неправомерного проведения закупки на право заключения контракта жизненного цикла, установления неправомерных требований к участникам закупки в отношении предоставлений выписок из реестров членов саморегулируемых организаций и лицензий, выданных Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, установления ненадлежащим образом дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с Постановлением Правительства N 99, установления ненадлежащего Порядкаоценки, установления ненадлежащим образом перечня видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с Постановлением Правительства N 570, не установления в проекте контракта Конкурсной документации формулы цены и порядка приемки и оплаты работ в отношении ремонта и технического обслуживания специализированного оборудования, установления совокупности требований к товарам, которым соответствует продукция единственного производителя и требования о согласовании с Заказчиком не менее трех производителей продукции, поставляемой в рамках исполнения контракта, неисполнения Предписания.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 31, частей 2, 13, 16 статьи 34, частей 2, 3 статьи 56, пункта 2 части 22 статьи 99, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 18.09.2018 N 18/44/105/1219 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРЕДПИСАНИЕ
от 18 сентября 2018 г. по делу N 18/44/105/1219
О УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК


Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании решения от 18.09.2018 N 18/44/105/1219, принятого Комиссией по результатам рассмотрения жалобы ООО "М" (далее - Заявитель) на действия ГОКУ "Управление капитального строительства Мурманской области" (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Мурманской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении единой комиссией Комитета государственного заказа Мурманской области (далее - Единая комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения контракта жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, реконструкции и оснащению оборудованием объекта: "Реконструкция каньонов ГОБУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер", <...>" (номер извещения - 0149200002318003025) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службыпо исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
предписывает:
1. Заказчику, Уполномоченному органу аннулировать определение поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта жизненного цикла на выполнение комплекса работ по проектированию, реконструкции и оснащению оборудованием объекта: "Реконструкция каньонов ГОБУЗ "Мурманский областной онкологический диспансер", <...>" (номер извещения - 0149200002318003025), а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) информацию об аннулировании указанного определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
2. Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии не позднее 5 рабочих дней со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания вернуть участникам закупки, подавшим заявки на участие в Конкурсе, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Конкурсе.
3. Заказчику, Уполномоченному органу, Единой комиссии в срок до 02.10.2018 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде или по факсимильной связи (499) 755-23-24, а также электронной почте eshieva@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.