Решение по делу К–830/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о не учитывании незаконных

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–830/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

13.07.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Спецстрой» (далее – Заявитель) на действия  Государственного казенного учреждения Ленинградской области «Управление автомобильных дорог Ленинградской области» (далее - Заказчик), Комитета государственного заказа Ленинградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении ЗАО «Электронные торговые системы» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на строительство автодорожного путепровода на перегоне Выборг-Таммисуо участка Выборг-Каменногорск взамен закрываемых переездов на ПК 26+30,92, ПК 1276+10,80 и ПК 15+89,60 (Ленинградская область, Выборгский район) (номер извещения 0145200000415000367) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего противоречивые требования к товарам подлежащим поставке в рамках исполнения контракта, что не позволяет участникам закупки сформировать заявку на участие в Аукционе надлежащим образом.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 12.05.2015;

2)    способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3)    начальная (максимальная) цена контракта – 890 528 956,15 рублей;

4)    дата проведения Аукциона – 20.07.2015;

1. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

1) Согласно пункту 44 Приложения 10 «Требования к материалам, изделиям, конструкциям, используемым при выполнении работ» документации об Аукционе, Заказчиком установлены следующие требования к товару 44 «Кабель»: «Температура монтажа должна быть уже диапазона не ниже «-10» - не выше +50 °С.

Согласно доводу Заявителя, словосочетание «уже не ниже» вводит участников Закупки в заблуждение и не позволяет сформировать заявку на участие в Аукционе.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что указанное словосочетание «уже не ниже» означает, что температура монтажа должна быть в пределах данного диапазона и не равна -10 - +50 °С.

Таким образом, установленное Заказчиком описание характеристик товара 44 «Кабель» не содержит противоречивых требований, следовательно довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2) Согласно пункту 46 Приложения 10 «Требования к материалам, изделиям, конструкциям, используемым при выполнении работ», Заказчиком установлены следующие требования к товару 46 «Трубы соответствующие требованиям ГОСТ 18599-2001»:

- показатель №14 «Длина труб должна быть в диапазоне 5-800 м»

- показатель №20 «Расчетная масса трубы должна быть не более8,58 кг».

- показатель №10 «Расчетная масса 1 м трубы» которая «должна быть не более 0,715 кг».

Комиссия приходит к выводу, что при указании участником закупки длины трубы в размере 800 метров, расчетная масса труб не может быть предложена и «не более 8,58 кг», следовательно, Заказчиком по указанному пункту Технического задания Документации об Аукционе указаны противоречивые требования по товару «Трубы соответствующие требованиям ГОСТ 18599-2001».

Таким образом, действия Заказчика, указавшего пункты содержащие противоречивые требования нарушают пункты 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Соответственно, довод заявителя нашел подтверждение.

 3) Согласно пункту 15 и 31 Приложения 10 «Требования к материалам, изделиям, конструкциям, используемым при выполнении работ», Заказчиком установлены следующие требования к товару 15, товару 31 «Оболочка из поливинилхлоридного пластиката пониженной горючести», в «Относительное удлинение при разрыве оболочки не менее 125 %».

Согласно доводу Заявителя, документацией об Аукционе установлены нестандартные требования к показателям материала «кабель». Указанный материал должен соответствовать ГОСТ 31995-2012. Между тем, в указанном ГОСТ отсутствуют требования к относительному удлинению при разрыве оболочки кабеля из ПВХ.

Представитель Заказчика пояснил что данное требование установлено Заказчиком в соответствии с ГОСТ 31995-2012, в соответствие с которым:

 «2. Относительное удлинение при разрыве оболочки и защитного шланга, %, не менее:

- из ПЭ 300%;

- из ПВХ пластиката и ПВХ пластиката пониженной горючести 125%;

6. Относительное удлинение при разрыве оболочки и защитного шланга после теплового старения, %, не менее:

- из ПЭ 125%».

На основании вышеизложенного Комиссия пришла к выводу, что вышеуказанные требования установленные к товару, содержащиеся в Техническом задании документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4) Согласно доводу Заявителя, документацией об Аукционе установлены нестандартные требования к показателям материала «люк тяжелый».

Согласно пункту 49 Приложения 10 «Требования к материалам, изделиям, конструкциям, используемым при выполнении работ» (далее – приложение), документацией об Аукционе установлены следующие требования к товару «Люк тяжелый соответствующий требованиям ГОСТ 3634-9949».

Разделом Приложения «Показатели, (характеристики) значения которых не могут изменяться» установлены требования к элементам люка -  изготовлены из чугун марки не ниже СЧ20.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что данный показатель установлен в соответствии с пунктом 5.3 «Требования к сырью, материалам, покупным изделиям» ГОСТ 3634-9949, в соответствие с которым «Требования к сырью, материалам, покупным изделиям

Корпуса, крышки, ремонтные вставки люков, корпуса и решетки дождеприемников изготавливают из серого чугуна марки не ниже СЧ20 по ГОСТ 1412». С учетом требований технического задания и ГОСТ 3634-9949, указанный параметр подлежит включению в заявки участников в неизменном виде.

Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования, установленные к товару, содержащиеся в Техническом задании документации об Аукционе не противоречат Закону о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении открытого конкурса – проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 7 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок.

Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

Пунктом 11.1.2 и 11.1.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:

«11.1.2. В случае просрочки выполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных п. 2.1, 2.3 Контракта, календарным графиком производства и финансирования работ (Приложение № 3 к Контракту), Заказчик обязан потребовать от Подрядчика, а Подрядчик обязан уплатить неустойку (пени). Пени начисляются за каждый календарный день просрочки выполнения обязательств Подрядчика, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока выполнения обязательства. Пени устанавливается в размере 0,1 % (ноль целых одна десятая процента) от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных Контрактом и фактически выполненных Исполнителем.

11.1.3. В случае просрочки выполнения гарантийных обязательств, предусмотренных статьей 10 Контракта, Заказчик обязан потребовать от Подрядчика, а Подрядчик обязан уплатить неустойку (пени). Пени начисляется за каждый календарный день просрочки выполнения обязательства, предусмотренного статьей 10 Контракта, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока выполнения гарантийного обязательства, предусмотренного статьей 10 Контракта. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере 0,1 % (ноль целых одна десятая процента) от стоимости невыполненного и (или) несвоевременно выполненного гарантийного обязательства. В случаях просрочки выполнения нескольких гарантийных обязательств, неустойка (пени) начисляется по каждому гарантийному обязательству в отдельности.».

Таким образом, Заказчиком в проекте контракта аукционной документации не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с часть 5 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

Пунктом 8.2.19 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено:

«8.2.19. Подрядчик обязан привлечь к выполнению работ по Контракту субподрядные организации из числа субъектов малого предпринимательства (СМП) и (или) социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). При этом общая стоимость работ, выполняемых такими субподрядными организациями должна быть не менее 15 % (пятнадцати процентов) от цены Контракта. В подтверждение исполнения обязательства, предусмотренного настоящим пунктом Контракта, Подрядчик предоставляет Заказчику информацию о субподрядчиках из числа СМП и (или) СОНО в течение 10 (десяти) дней с момента заключения договора субподряда. По дополнительному запросу Заказчика, Подрядчик предоставляет копии договоров субподряда.

Субподрядные организации должны обладать необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, свидетельством о допуске к работам, сертификатом, либо другими разрешительными документами, подтверждающими их право на выполнение данного вида работ.

Подрядчик несет всю полноту ответственности за выполненные субподрядчиком работы на Объекте».

Следовательно, проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит конкретного значения объема привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего объем привлечения к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, нарушают часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 , пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.    Признать жалобу ООО «Спецстрой» обоснованной в части установления Заказчиком противоречивого требования к товару 46 «Трубы соответствующие требованиям ГОСТ 18599-2001».

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 30, части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, аукционной комиссии Заказчика, Уполномоченного органа предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы дела от 13.07.2015 № К–830/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.