РЕШЕНИЕ
по делу К–1102/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
10.09.2015 | Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу АО «ЭлТех СПб» (далее – Заявитель) на действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее – Заказчик), Казенного специализированного учреждения «Фонд имущества Калужской области» (далее – Специализированная организация) при проведении Заказчиком, Специализированной организации открытого конкурса на право заключения государственного контракта на строительство централизованного архивохранилища Центрального федерального округа, г. Калуга (Реестровый номер: 51К-25/15) (номер извещения 0137100000715000067) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Специализированной организации при проведении Заказчиком, Специализированной организацией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Специализированной организации:
1. Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации надлежащим образом не установлен объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
2. В Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки, утратившие силу.
3. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».
4. В проекте государственного контракта отсутствует срок приемки работ по объекту.
5. В проекте государственного контракта надлежащим образом не установлена оплата выполненной работы.
Представители Заказчика, Специализированной организации не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Специализированная организация действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 19.08.2015;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта – 1 321 262 500 рублей;
4) дата рассмотрения и оценки – 28.09.2015;
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации надлежащим образом не установлен объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.
Согласно пункту 39 Конкурсной документации: «Подрядчик, не являющийся СМП или СОНКО, обязан привлечь к исполнению государственного контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом объем работ, к выполнению которых должны быть привлечены такие субподрядчики (соисполнители), должен составить 25% от цены государственного контракта».
В соответствии с пунктом 7.2.4 проекта государственного контракта Конкурсной документации: «В случае, если часть работ по контракту будет выполняться Подрядчиком лично, последний обязан иметь, все действующие документы (в том числе свидетельства, лицензии, допуски, разрешения) подтверждающие соответствие Подрядчика требованиям, устанавливаемым законодательством к лицам, осуществляющим работы, являющиеся предметом настоящего контракта и выполняемые Подрядчиком лично. Подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций обязан привлечь к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом объем работ, к выполнению которых должны быть привлечены такие субподрядчики (соисполнители), должен составить 25% от цены контракта. При этом Подрядчик обязан в течение 10-ти календарных дней со дня заключения договоров с субподрядчиками (соисполнителями) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций предоставить информацию об исполнении данного условия Контракта путем предоставления Заказчику копий таких договоров, заверенных Подрядчиком».
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что положения проекта контракта Конкурсной документации не противоречат части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе, в связи с чем, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки, утратившие силу.
Пункт 3.2. «Требования к содержанию документов, входящих в состав заявки на участие в конкурсе» Конкурсной документации устанавливает требования к составу заявки участников конкурса. Вместе с тем, подпункт «г» пункта 3.2 указывает, что «документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с п. 1 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона №44-ФЗ».
При этом, пункты 2 и 6 статьи 31 Закона о контрактной системе утратили силу (Федеральный закон от 04.06.2014 № 140-ФЗ и Федеральный закон от 28.12.2013 № 396-ФЗ соответственно).
По мнению Заявителя, указание в Конкурсной документации недействующих норм нарушает положения Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика, Специализированной организации пояснили, что в Конкурсной документации установлены требования к участникам закупки с указанием диапазона пунктов статьи 31 Закона о контрактной системе, в соответствии с которой недействующие нормы исключены и не применяются в отношении участников закупки.
Изучив Конкурсную документацию, Комиссия установила, что положения Конкурсной документации в отношении требований к участникам Конкурса установлены в соответствии с Законом о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В соответствии с Конкурсной документацией по критерию «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен следующий порядок оценки: «Показатель № 1- опыт участника конкурса по успешному выполнению работ. Предмет оценки - показатель, учитывающий опыт выполнения работ по строительству и (или) реконструкции общественных зданий административного назначения. В заявке представляются сведения только об успешно выполненных работ по договорам (контрактам), заключенным и исполненным в период 2010-2015 гг. включительно.
Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ по строительству и (или) реконструкции общественных зданий административного назначения (предоставление сведений о выполненных работах за 2010-2015 гг. включительно), что подтверждается копиями договоров (контрактов) с ценой одного договора (контракта) не менее 50% от Н(М)ЦК, заключенных в период с 2010 по 2015 гг. включительно, исполнение которых завершено в период 2010-2015 гг. включительно, с приложением копий документов, подтверждающих приемку выполненных работ в полном объеме - актов выполненных работ)
- от 0 до 100 баллов:
0 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции общественных зданий административного назначения – 0 баллов;
от 1 до 3 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции общественных зданий административного назначения – 20 баллов;
от 4 до 6 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции общественных зданий административного назначения – 40 баллов;
от 7 до 9 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции общественных зданий административного назначения – 60 баллов;
от 10 до 12 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции общественных зданий административного назначения – 80 баллов;
свыше 12 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции общественных зданий административного назначения – 100 баллов;
Представленные участником закупки договоры (контракты), исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке».
По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование о подтверждении опыта участника копией договора (контракта) с ценой контракта не менее 50% от начальной (максимальной) цены контракта, а также требование о выполнении участником Конкурса работ по строительству и (или) реконструкции исключительно общественных зданий административного назначения, что ограничивает количество участников закупки.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что содержащиеся в порядке оценки Конкурсной документации требования к участникам Конкурса установлены в отношении опыта участника по выполнению строительных работ, к которым предъявляются специальные требования, в соответствии с которыми при оценке заявок учитывается опыт по строительству и (или) реконструкции объектов. В целях выявления участников Конкурса, имеющих опыт по строительству и (или) реконструкции объектов, соответствующих объемов, в Конкурсной документации установлен порядок оценки, в соответствии с которым оцениваются договоры (контракты) участника Конкурса с ценой не менее 50% от начальной (максимальной) цены исполненного контракта. Таким образом, установление данного критерия в Конкурсной документации, служит для выявления более опытного участника и не ограничивает количество участников закупки. Вместе с тем, Заказчик, устанавливая в порядке оценки Конкурсной документации требование о выполнении участником Конкурса работ по строительству и (или) реконструкции общественных зданий административного назначения, сопоставляет указанное требование по характеру и объему с предметом закупки.
Изучив порядок оценки Конкурсной документации, Комиссия приходит к выводу, что порядок оценки по критерию «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» порядка оценки, установленный в Конкурсной документации, не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта отсутствует срок приемки работ по объекту.
В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Изучив проект государственного контракта Конкурсной документации Комиссия установила, что раздел «Порядок приемки выполненных работ, оборудования» в пунктах 4.1 - 4.20 содержит порядок и сроки осуществления приемки выполненных работ, а также оформление результатов приемки.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, в проекте государственного контракта надлежащим образом не установлена оплата выполненной работы.
Изучив проект государственного контракта Конкурсной документации Комиссия установила, что пунктом 3.3 проекта государственного контракта предусмотрена оплата выполненных работ путем проведения промежуточных платежей. При этом, пункт 3.4 проекта государственного контракта устанавливает, что окончательный расчет производится в течение 30-ти банковских дней после утверждения акта приемки в эксплуатацию законченного строительством объекта в целом приемочной комиссией.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу АО «ЭлТех СПб» необоснованной.