Решение по делу К–835/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

ограничение количества участников путем объединения

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–835/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

15.07.2015Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «СМУ 202» (далее – Заявитель) на действия  Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - Заказчик) при проведении  открытый конкурс на право заключения государственного контракта на Строительство централизованного архивохранилища Центрального федерального округа, г. Калуга (Реестровый номер: 11К-25/15) (номер извещения 0137100000715000059) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки  в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, неправомерно объединившего в один объект закупки строительные работы и поставку оборудования, технологически и функционально не связанные друг с другом, что ограничивает количество участников закупки.

Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 25.06.2015;

2)    способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3)    начальная (максимальная) цена контракта – 2 141 853 170 рублей;

4)    дата рассмотрения и оценки заявок – 31.07.2015.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки строительные работы и поставка оборудования, технологически и функционально не связанные друг с другом, что ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации объектом закупки является строительство централизованного архивохранилища Центрального федерального округа, г. Калуга.

При осуществлении строительства объекта «под ключ» Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации Заказчиком в документе «Локальный сметный расчет № 02-01-08» установлены требования к поставке и монтажу оборудования, в том числе:

-      автоархивная система хранения документов на бумажном носителе;

-      стул офисный ISO BLACK;

-      вешалка напольная сборная, 5крючков, высота 175 мм КР10Л;

-      чайник электрический Bosch TWK 7601;

-      шкаф для посуды 600х800х600 мм.

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что указанное выше оборудование, по мнению Заказчика является монтируемым оборудованием и неразрывно связано с выполнением строительно-монтажных работ.

Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.

Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединены строительные работы и поставка оборудования, технологически и функционально не связанные друг с другом, что ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки строительные работы и поставка оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В Конкурсной документации установлен следующие критерии оценки: «Цена контракта» (в денежных единицах) (Значимость критерия: 60%). «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (Значимость критерия: 40%).

В Конкурсной документации указан следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» по показателю «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ»: «Предмет оценки - показатель, учитывающий опыт выполнения работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ. В заявке представляются сведения только об успешно выполненных работ по договорам (контрактам), заключенным и исполненным в период 2010-2015 гг. включительно.

Наличие у участника конкурса опыта выполнения работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ (предоставление сведений о выполненных работах за 2010-2015 гг. включительно), что подтверждается заверенными копиями договоров (контрактов) ценой не менее 50% от Н(М)ЦК, заключенных в период с 2010 по 2015 гг. включительно, исполнение которых завершено в период 2010-2015 гг. включительно, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих приемку выполненных работ в полном объеме - актов выполненных работ)

- от 0 до 100 баллов:

0 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 0 баллов;

от 1 до 2 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 20 баллов;

от 3 до 5 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 35 баллов;

от 6 до 8 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 50 баллов;

от 9 до 11 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 70 баллов;

от 12 до 14 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 90 баллов;

от 15 и более договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 100 баллов.

  При этом работы считаются успешно выполненными, если стоимость выполненных работ, указанная в актах выполненных работ, соответствует цене договора (контракта).

Представленные участником закупки договоры (контракты), исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке».

На заседании Комиссии установлено, что в рамках указанного показателя оценке подлежит исключительно опыт выполнения работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ.

При этом, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено сведений, подтверждающих, что существуют законодательно установленные требования к строительству и (или) реконструкции архивохранилищ, а также критерии отнесения данного объекта строительства к отдельному виду объектов капитального строительства.

Следовательно, Комиссия приходит выводу, что в показателе «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ» указан предмет оценки не содержащий показателей, определяющих сопоставимость опыта участников закупки с объектом закупки.

Также Комиссия приходит к выводу о том, что в установленном Заказчиком порядке оценки по данному показателю отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанному показателю.

Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением документов и информации, предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не допускается.

Вместе с тем, пункт 42 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» Конкурсной документации содержит требования о подтверждении участником Конкурса наличия опыта работ заверенными копиями договоров, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих приемку выполненных работ.

Комиссия приходит к выводу, что установленные в Конкурсной документации требования о наличии в составе заявки участника Конкурса заверенных копий документов являются излишними требованиями к оформлению заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1.     Признать жалобу ООО «СМУ 202» обоснованной.

2.    Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

3.    В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 07.07.2015 по делу № К-811/15, по данному делу предписание не выдавать.

4.    В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 07.07.2015 по делу № К-811/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.