Решение по делу К–849/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

порядок оценки
иное

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–849/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

20.07.2015Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «ГрадоСтройПроект» (далее – Заявитель) на действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству централизованного архивохранилища Центрального федерального округа, г. Калуга(номер извещения 0137100000715000059) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. В проекте контракта Конкурсной документации надлежащим образом не установлен размер неустойки за неисполнение сторонами своих обязательств по контракту.

2. В Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по нестоимостному критерию оценки «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», а именно по показателю «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ» установлено требование к участнику закупки о наличии у участника конкурса договоров (контрактов) с ценой не менее 50% от Н(М)ЦК.

3. В проекте контракта Конкурсной документации надлежащим образом не установлен объем привлечения к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

4. В проекте контракта Конкурсной документации установлено требование об охране строящегося объекта, товаров (материалов), оборудования, (в том числе поставляемого на объект Заказчиком), которое ограничивает возможность участника закупки выполненить работы собственными силами, поставить на объект необходимый товар и оборудование в рамках выполнения котракта, что противоречит положениям Закона о контрактнйо системе.

5. В проекте контракта Конкурсной документации установлено «Споры и разногласия, возникшие между Сторонами по настоящему контракту, разрешаются путем переговоров. При этом Сторонами не предусматривается досудебный порядок разрешения споров», что противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)    извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 25.06.2015;

2)    способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3)    начальная (максимальная) цена контракта – 2 141 853 170 рублей;

4)    Извещение об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) –  16.07.2015.

1. В соответствии с положениями Закона о контрактной системе заказчик обязан приложить к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, проект контракта. При этом по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о закупке положениями Закона о контрактной системе не предусмотрена возможность изменения заказчиком положений проекта контракта, за исключением необходимости включения в проект контракта цены, условий или информации о товаре, предложенных победителем соответствующей закупки.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определённый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1063 (далее – Правила определения неустойки).

Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, неустойка (штраф, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок – к извещению о проведении запроса котировок, в размере процента цены контракта, указанного в подпунктах «а» - «г» пункта 4, 5 Правил определения неустойки, а также путем указания формул и порядка расчета пени, указанных в пунктах 6-8 Правил определения неустойки.

Комиссией установлено, что положения проекта контракта, устанавливающие размеры неустойки (штрафа, пени) за ненадлежащее исполнение сторонами обязательств, не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, «оценка» - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В Конкурсной документации установлен следующие критерии оценки: «Цена контракта» (в денежных единицах) (Значимость критерия: 60%). «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» (Значимость критерия: 40%).

В Конкурсной документации указан следующий порядок оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию «Квалификация участников конкурса, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» по показателю «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ»: «Предмет оценки - показатель, учитывающий опыт выполнения работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ. В заявке представляются сведения только об успешно выполненных работ по договорам (контрактам), заключенным и исполненным в период 2010-2015 гг. включительно.

Наличие у участника конкурса , заключенных в период с 2010 по 2015 гг. включительно, исполнение которых завершено в период 2010-2015 гг. включительно, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих приемку выполненных работ в полном объеме - актов выполненных работ)

- от 0 до 100 баллов:

0 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 0 баллов;

от 1 до 2 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 20 баллов;

от 3 до 5 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 35 баллов;

от 6 до 8 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 50 баллов;

от 9 до 11 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 70 баллов;

от 12 до 14 договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 90 баллов;

от 15 и более договоров (контрактов) на выполнение работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ – 100 баллов.

При этом работы считаются успешно выполненными, если стоимость выполненных работ, указанная в актах выполненных работ, соответствует цене договора (контракта).

Представленные участником закупки договоры (контракты), исполнение которых не подтверждено документально, не учитываются при оценке».

При этом установление Заказчиком в Конкурсной документации требований к опыту выполнения работ с ценой контракта (договора) не менее 50% от Н(М)ЦК не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

Таким образом, довод Заявителя не нашел подтверждения.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в рамках указанного показателя оценке подлежит исключительно опыт выполнения работ по строительству и (или) реконструкции архивохранилищ.

При этом, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено сведений, подтверждающих, что существуют установленные требования к строительству и (или) реконструкции архивохранилищ, а также критерии отнесения данного объекта строительства к отдельному виду объектов капитального строительства.

Следовательно, Комиссия приходит выводу, что в показателе «Опыт участника конкурса по успешному выполнению работ» указан предмет оценки, не содержащий показателей, определяющих сопоставимость опыта участников закупки с объектом закупки.

Также Комиссия приходит к выводу о том, что в установленном Заказчиком порядке оценки по данному показателю отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представленных к количественной оценке сведений по указанному показателю.

Учитывая изложенное, действия Заказчика нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В соответствии с пунктом 7.2.3 проекта контракта Конкурсной документации «подрядчик обязан привлечь к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, при этом объем работ, к выполнению которых должны быть привлечены такие субподрядчики (соисполнители), должен составить 25% от цены контракта. При этом Подрядчик обязан в течение 10-ти календарных дней со дня заключения договоров с субподрядчиками (соисполнителями) из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций предоставить информацию об исполнении данного условия Контракта путем предоставления Заказчику копий таких договоров, заверенных Подрядчиком».

Комиссия приходит к выводу, что положения проекта контракта Конкурсной документации не противоречат части 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. На заседании Комиссии установлено, что пунктами 7.2.10 и 11.15 проекта Конкурсной документации установлено следующее: «подрядчик обязан обеспечить и содержать за свой счет охрану строящегося объекта, товаров (материалов), оборудования, (в том числе поставляемого на объект Заказчиком), стоянки строительной техники и другого имущества и строящихся сооружений, необходимых для строительства (реконструкции) объекта на строительной площадке, ограждений мест производства работ с даты начала строительства и до подписания акта ввода объекта в эксплуатацию, а также на период устранения дефектов», «Подрядчик обязан возместить Заказчику убытки, причиненные несохранностью предоставленных Заказчиком товаров (материалов) и оборудования, переданной для переработки (обработки) вещи или иного имущества, оказавшегося во владении Подрядчика в связи с исполнением контракта».

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанное требование установлено в соответствии с  потребностью Заказчика.

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих, что указанное требование органичивает права участников закупки, а также противоречит требованиям Закона о контрактной системе.

5. По мнению Завителя Заказчиком в проекте контракта Конкурсной документации установлено противоречащее требованиям Закона о контрактной системе требование о том, что «Споры и разногласия, возникшие между Сторонами по настоящему контракту, разрешаются путем переговоров. При этом Сторонами не предусматривается досудебный порядок разрешения споров».

Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что указанное требование не противоречит положениям Закона о контрактной системе и установлено в соответствии с потребностью Заказчика.

При этом, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств и сведений, подтверждающих, что указанное требование противоречит положениям Закона о контрактной системе.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

6. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе тем, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации объектом закупки является строительство централизованного архивохранилища Центрального федерального округа, г. Калуга.

При осуществлении строительства объекта «под ключ» Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.

В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации Заказчиком в документе «Локальный сметный расчет № 02-01-08» установлены требования к поставке и монтажу оборудования, в том числе:

-      автоархивная система хранения документов на бумажном носителе;

-      стул офисный ISO BLACK;

-      вешалка напольная сборная, 5крючков, высота 175 мм КР10Л;

-      чайник электрический Bosch TWK 7601;

-      шкаф для посуды 600х800х600 мм.

На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что указанное выше оборудование, по мнению Заказчика является монтируемым оборудованием и неразрывно связано с выполнением строительно-монтажных работ.

Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.

Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединены строительные работы и поставка оборудования, технологически и функционально не связанные друг с другом, что ограничивает количество участников закупки.

Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки строительные работы и поставка оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением документов и информации, предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не допускается.

Вместе с тем, пункт 42 «Порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе» Конкурсной документации содержит требования о подтверждении участником Конкурса наличия опыта работ заверенными копиями договоров, с приложением заверенных копий документов, подтверждающих приемку выполненных работ.

Комиссия приходит к выводу, что установленные в Конкурсной документации требования о наличии в составе заявки участника Конкурса заверенных копий документов являются излишними требованиями к оформлению заявки на участие в Конкурсе.

Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ГрадоСтройПроект» необоснованной.

2.    Признать в действиях Заказчика нарушения части 1 статьи 50, пункта 9 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.

3.    В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 07.07.2015 по делу № К-811/15, по данному делу предписание не выдавать.

4.    В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения от 07.07.2015 по делу № К-811/15 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.