РЕШЕНИЕ от 5 ноября 2020 г. по делу № 20/44/99/255 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Медицина

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

действия оператора электронной площадки

Результат рассмотрения жалоб

есть нарушение, предписание не выдавать

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение ООО "РА" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РБ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиками, Конкурсным агентством Калининградской области (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (МНН: Цефтриаксон) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0135200000519003497) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20,
 
установила:
 
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу обращения Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не разблокировавшего денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 02.11.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 05.11.2020.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.08.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 229 706,10 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.09.2019;
6) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 11 участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 06.09.2019;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона, из которых 5 участников признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта - 4 430 255,92 рублей.
Согласно доводу Заявителя, Оператором электронной площадки не разблокированы денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе (в редакции от 27.06.2019) при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Закона о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 27.06.2019) денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;
2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) отклонение заявки участника закупки;
4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе;
7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения блокирования Оператором электронной площадки денежных средств участника электронного аукциона, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в редакции от 27.06.2019) по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в редакции от 27.06.2019) в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу N 126н.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 10.09.2019 N 0135200000519003497-2-3 Заявитель признан победителем.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиками направлены проекты государственных контрактов Заявителю.
Вместе с тем, Калининградским УФАС России 18.09.2020 рассмотрена жалоба ООО "М" на действия Уполномоченного органа, по итогам рассмотрения признанная необоснованной, при этом Калининградским УФАС России установлено, что в соответствии с Законом о контрактной системе и Приказом N 126н проекты государственных контрактов подлежат направлению участнику закупки ООО "М".
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиками заключены с ООО "М" государственные контракты, вместе с тем, ГБУЗ Калининградской области "Л" (далее - Заказчик) государственный контракт не заключен.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком не направлен проект государственного контракта в ЕИС ООО "М" в регламентированный срок, в связи с чем у Оператора электронной площадки отсутствуют основания для разблокировки денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о неправомерных действиях Оператора электронной площадки не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, действия Заказчика, не разместившего проект государственного контракта в ЕИС в регламентированный срок, нарушают часть 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом согласно части 1 статьи 4.5 КоАП по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Согласно КоАП постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, в связи с чем, Комиссия материалы о возбуждении дел об административных правонарушениях не передает.
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с документацией об Аукционе срок исполнения контракта - в течение 30 календарных дней с даты заключения государственного контракта.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что лимиты финансирования на осуществление закупки доведены Заказчику на 2019 год, в связи с чем, заключить и исполнить контракт на условиях документации не представляется возможным.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что контракт не может быть заключен и исполнен на условиях, указанных в документации об Аукционе, что не соответствует части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20, Комиссия
 
решила:
 
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в редакции от 27.06.2019).
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. В связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, материалы по делу от 05.11.2020 по делу N 20/44/99/255 соответствующему должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.