На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством системы видеоконференц-связи обращение ООО "РА" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ООО "РБ" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении Заказчиками, Конкурсным агентством Калининградской области (далее - Уполномоченный орган), Оператором электронной площадки электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (МНН: Цефтриаксон) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0135200000519003497) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиками, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
Согласно доводу обращения Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Оператора электронной площадки, не разблокировавшего денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Оператора электронной площадки 02.11.2020 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 05.11.2020.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 26.08.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 229 706,10 рублей;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 04.09.2019;
6) на участие в Аукционе подано 11 заявок от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 11 участников закупки;
8) дата проведения Аукциона - 06.09.2019;
9) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 6 участников Аукциона, из которых 5 участников признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта - 4 430 255,92 рублей.
Согласно доводу Заявителя, Оператором электронной площадки не разблокированы денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона о контрактной системе (в редакции от 27.06.2019) при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. Права, обязанности и ответственность заказчиков при проведении совместных конкурсов или аукционов определяются соглашением сторон, заключенным в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Закона о контрактной системе. Контракт с победителем либо победителями совместных конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком.
Согласно части 8 статьи 44 Закона о контрактной системе (в редакции от 27.06.2019) денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе, возвращаются на счет участника закупки при проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона прекращается блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки, осуществленное в соответствии с частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:
1) подписание протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе, конкурсе с ограниченным участием, двухэтапном конкурсе, закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе, протокола закрытого аукциона, размещение в единой информационной системе и на электронной площадке протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, конкурса с ограниченным участием в электронной форме, двухэтапного конкурса в электронной форме, электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются или блокирование таких денежных средств которого прекращается в случае заключения контракта;
2) отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
3) отклонение заявки участника закупки;
4) отзыв заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
5) получение заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
6) отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частями 9 и 10 статьи 31 Закона о контрактной системе;
7) получение заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Таким образом, положениями Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень оснований прекращения блокирования Оператором электронной площадки денежных средств участника электронного аукциона, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в редакции от 27.06.2019) по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в редакции от 27.06.2019) в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения с использованием единой информационной системы в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта (за исключением части 2.1 статьи 83.2 Закона о контрактной системе), предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, а также включения информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к Приказу N 126н.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 10.09.2019 N 0135200000519003497-2-3 Заявитель признан победителем.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиками направлены проекты государственных контрактов Заявителю.
Вместе с тем, Калининградским УФАС России 18.09.2020 рассмотрена жалоба ООО "М" на действия Уполномоченного органа, по итогам рассмотрения признанная необоснованной, при этом Калининградским УФАС России установлено, что в соответствии с Законом о контрактной системе и Приказом N 126н проекты государственных контрактов подлежат направлению участнику закупки ООО "М".
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиками заключены с ООО "М" государственные контракты, вместе с тем, ГБУЗ Калининградской области "Л" (далее - Заказчик) государственный контракт не заключен.
Представитель Оператора электронной площадки на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком не направлен проект государственного контракта в ЕИС ООО "М" в регламентированный срок, в связи с чем у Оператора электронной площадки отсутствуют основания для разблокировки денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя о неправомерных действиях Оператора электронной площадки не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, действия Заказчика, не разместившего проект государственного контракта в ЕИС в регламентированный срок, нарушают часть 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
При этом согласно части 1 статьи 4.5 КоАП по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения срока давности привлечения к административной ответственности. Согласно КоАП постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, в связи с чем, Комиссия материалы о возбуждении дел об административных правонарушениях не передает.
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
На заседании Комиссии установлено, что в соответствии с документацией об Аукционе срок исполнения контракта - в течение 30 календарных дней с даты заключения государственного контракта.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что лимиты финансирования на осуществление закупки доведены Заказчику на 2019 год, в связи с чем, заключить и исполнить контракт на условиях документации не представляется возможным.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что контракт не может быть заключен и исполнен на условиях, указанных в документации об Аукционе, что не соответствует части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 2, пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 13.08.2020 N 744/20, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе (в редакции от 27.06.2019).
2. Выдать Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. В связи с истечением срока привлечения к административной ответственности, материалы по делу от 05.11.2020 по делу N 20/44/99/255 соответствующему должностному лицу Калининградского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.