РЕШЕНИЕ от 27 августа 2018 г. по делу № 18/44/105/1097 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

ограничение количества участников путем объединения

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

РЕШЕНИЕ
от 27 августа 2018 г. по делу № 18/44/105/1097 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "О" (далее - Заказчик), Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, аукционной комиссией
ГБУЗ "О"
(далее - Аукционная комиссия), ООО "РА" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по объекту "Областной онкологический центр. Калининградская область" (Калининградская область.Гурьевский район, п. Родники) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0135200000518001618) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),


установила:

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительно-монтажных работ и поставка медицинского оборудования, технологически и функционально не связанных между собой.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
3. В документации об Аукционе неправомерно не установлены виды и объемы работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, во исполнение требований постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц кисполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Конкурсной комиссии 24.08.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 27.08.2018.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 28.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 266 441 310 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 22.08.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 01.08.2016;
8) во время проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, снижение составило - 10,5%;
9) 06.08.2018 Заказчиком, Уполномоченным органом в ЕИС размещены изменения извещения о проведении Аукциона от 06.08.2018 N ИИ4.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в один объект закупки неправомерно объединено выполнение строительно-монтажных работ и поставка медицинского оборудования, технологически и функционально не связанных между собой.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно извещению о проведении Аукциона, техническому заданию документации об Аукционе объектом закупки является выполнение работ по объекту "Областной онкологический центр. Калининградская область".
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что на объект закупки разработана единая проектно-сметная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, размещенная в ЕИС для ознакомления в полном объеме.
Также, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в рамках объекта закупки необходимо выполнить работы по строительству онкологического центра, при этом в ходе выполнения строительных работ в соответствии с проектной документации предусмотрены монтажные работы по установке монтируемого медицинского оборудования, которые технически и функционально связаны со строительством вышеуказанного объекта, а также затрагивают конструктивные элементы здания.
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и в составе жалобы не представил доказательств, подтверждающих, что Заказчиком, Уполномоченным органом сформирован объекта закупки с нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, при рассмотрении жалобы Заявителя установлено, что его права и законные интересы не могут быть нарушены, поскольку в реестре членов саморегулируемой организации отсутствуют сведения о наличии у Заявителя права осуществлять деятельность по строительству, реконструкции, капитальному ремонту.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
Подпунктом 4.1. пункта 21 информационной карты документации об Аукционе установлено требование о предоставлении участниками закупки в составе вторых частей заявок на участие в Аукционе, в том числе, копии действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, членом которой является участник закупки, по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58, подтверждающая наличие у участника закупки права выполнять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении объектов использования атомной энергии.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с положениями документации об Аукционе установлено требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации в соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК РФ, что не противоречит законодательству о контрактной системе в сфере закупок и ГрК РФ.
На основании изложенного и учитывая, что Заявителем на заседание Комиссии явка представителей не обеспечена и не представлено доказательств, однозначно подтверждающих обоснованность довода, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно не установлены виды и объемы работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, во исполнение требований Постановления N 570.
Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Постановлением Правительства N 570 установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный заказчик - государственный орган (в том числе орган государственной власти), Государственная корпорация по атомной энергии "РБ", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", орган управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение, действующие от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации и осуществляющие закупки.
Согласно пункту 6 статьи 3 Закона о контрактной системе муниципальный заказчик - муниципальный орган или муниципальное казенное учреждение, действующие от имени муниципального образования, уполномоченные принимать бюджетные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации от имени муниципального образования и осуществляющие закупки.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Закона о контрактной системе заказчик - государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 Закона о контрактной системе бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.
На заседании Комиссии Заказчик, Уполномоченный органа пояснили, что Заказчик является бюджетным учреждением, которое заключает гражданско-правовые договоры бюджетного учреждения, в связи с чем требования, предусмотренные Постановлением Правительства N 570 не распространяются на Заказчика.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, доказательств, подтверждающих обоснованность довода, не представил.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 29.03.2013. N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" установлены требования в отношении лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии.
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) установлено оказание услуг, связанных с производством и техническим обслуживанием (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники.
Также, согласно пункту 39 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что лицензированию подлежат виды деятельности, в том числе при оказание услуг, связанных с деятельностью в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности).
Вместе с тем, в рамках объекта закупки необходимо построить радиологическое отделение с монтируемым медицинским оборудованием, которое выделяет радиационное и ионизирующее излучение в соответствии с проектно-сметной документацией.
В документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены, в том числе следующие требования к составу заявки на участие в закупке:
"копия действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования атомной энергии, выданной в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии", Постановлением Правительства РФ от 29 марта 2013 г. N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии", которая включает в себя следующие работы (услуги): сооружение радиационных источников;
копия действующей лицензии на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), выданной в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 N 278 "О лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих)", которая включает в себя следующие работы (услуги): размещение источников ионизирующего излучения (генерирующих);
копия действующей лицензии на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники, выданной в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" постановлением Правительства Российской Федерации от 03 июня 2013 года N 469 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по производству и техническому обслуживанию (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники", которая включает в себя следующие работы (услуги): монтаж и наладка медицинской техники;
или копия действующей лицензии на техническое обслуживание медицинской техники выданной в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2007 года N 32 "Об утверждении Положения о лицензировании технического обслуживания медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя)", в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с положениями документации об Аукционе объектом закупки является строительство областного онкологического центра в Калининградской области.
Вместе с тем, согласно документации об Аукционе, проектно-сметной документации в рамках объекта закупки предусмотрено выполнение следующих видов работ: строительство платных отделений, радиологических отделений, технических объектов, приемочных отделений, а также возведение наружных стен, внутренние перегородки, кирпичная кладка перегородок, устройство кровли, устройство канализации, вентиляции и другие.
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копий таких лицензий является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе излишние требования составу заявки на участие в закупке, а именно копии действующих лицензий на осуществление деятельности в области использования атомной энергии; на осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих); на осуществление деятельности по производству и техническому обслуживанию или на техническое обслуживание медицинской техники, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.
Необходимо отметить, что аналогичный правовой подход изложен Верховным Судом Российской Федерации в пункте 7 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:


1. Признать жалобу ООО "С" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 27.08.2018 N 18/44/105/1097 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.