Решение по делу К–1472/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

ограничение количества участников путем объединения
порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1472/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

05.11.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «СТАНДАРТ ТРЕЙД-АЛЬЯНС» (далее – Заявитель) на действия Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница Калининградской области» (далее – Заказчик), Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по объекту: «Реконструкция Калининградской областной больницы (Главный корпус I, II и III этапы). Реконструкция диагностического корпуса, отделений стационара, внутренних и наружных коммуникаций (2 этап)» (номер извещения 0135200000515000748) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, уполномоченного органа:

1. Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено выполнение работ и осуществление поставки товара, технологически и функционально не связанные друг с другом.

2. Заказчиком в Конкурсной документации установлен ненадлежащий перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки руководителей и ключевых специалистов, по показателю «опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 07.10.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 547 027 040 рублей;

4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе – 02.11.2015;

6) победителем Конкурса признано Общество с ограниченной ответственностью «Риттал – Калининград» с предложением о цене контракта 546 027 040 рублей.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представлены сведения, согласно которым товары и работы, являющиеся объектом закупки технологически и функционально связаны между собой.

Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлены доказательства, подтверждающие, что товары и работы, являющиеся объектом закупки технологически и функционально связаны между собой, в связи с чем довод Заявителя своего подтверждения не нашел.

2. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В соответствии с Конкурсной документацией установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе: цена контракта (значимость критерия - 60 %), квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость критерия - 40 %). По критерию «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлены следующие показатели «опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема», «квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ».

По показателю «опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема» критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки руководителей и ключевых специалистов:

а) перечень руководителей и ключевых специалистов, состоящих в штате по основному месту работы у участника закупки, предлагаемых для выполнения работ, с наличием высшего профессионального образования по квалификации «инженер» с соответствующим стажем работы не менее 5 лет, оформленный в произвольной форме (далее - Перечень руководителей и ключевых специалистов). Перечень руководителей и ключевых специалистов должен содержать сведения о должности, фамилии, имени и отчестве, о квалификации, о документе, подтверждающем соответствующую квалификацию «инженер», о стаже работы по квалификации «инженер», иные сведения по усмотрению участника закупки;

б) копии документов, подтверждающих наличие трудовых отношений руководителей и ключевых специалистов, состоящих в штате по основному месту работы у участника закупки, предлагаемых для выполнения работ, с наличием высшего профессионального образования по квалификации «инженер» с соответствующим стажем работы по квалификации «инженер» не менее 5 лет (далее - копии документов о наличии трудовых отношений);

в) копии квалификационных документов: копии дипломов о высшем образовании по квалификации «инженер» руководителей и ключевых специалистов, состоящих в штате по основному месту работы у участника закупки, предлагаемых для выполнения работ (далее - копии квалификационных документов).

В случае, если заявка на участие в конкурсе не содержит вышеуказанные документы (содержит документы не соответствующие предмету оценки), по данному показателю участнику закупки комиссией будет присвоено нулевое значение.

В случае наличия расхождений в сведениях, указанных в Перечне руководителей и ключевых специалистов, в копиях документов о наличии трудовых отношений и копиях квалификационных документов, к оценке по данному показателю принимается количество руководителей и ключевых специалистов, состоящих в штате по основному месту работы у участника закупки, предлагаемых для выполнения работ, с наличием высшего профессионального образования по квалификации «инженер» с соответствующим стажем работы не менее 5 лет, в отношении которых имеются сведения и документы, указанные в частях «а», «б» и «в» подпункта 2.2. Показатель «Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ» пункта 19 раздела 2 «Информационная карта открытого конкурса» настоящей документации.

Отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе копий вышеуказанных документов, не является основанием для признания заявки такого участника конкурса несоответствующей требованиям, указанным в настоящей документации».

Комиссия приходит к выводу, что перечень документов, необходимый для оценки участников закупки по показателю «опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» не противоречит положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

На основании изложенного следует, что довод Заявителя в части установления ненадлежащего перечня Документов, подтверждающих наличие у участника закупки руководителей и ключевых специалистов, не находит своего подтверждения по показателю «опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема» нестоимостного критерия «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

Вместе с тем, Конкурсной документацией установлено, что предметом оценки по показателю «опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема» является: «количество руководителей и ключевых специалистов, состоящих в штате по основному месту работы у участника закупки, предлагаемых для выполнения работ, с наличием высшего профессионального образования по квалификации «инженер» и соответствующим стажем работы не менее 5 лет (далее - количество руководителей и ключевых специалистов), в соответствии со следующей шкалой предельных величин значимости предмета оценки: при предоставлении документов, подтверждающих наличие количества руководителей и ключевых специалистов от 1 до 5 включительно – 25 баллов; при предоставлении документов, подтверждающих наличие количества руководителей и ключевых специалистов от 6 до 10 включительно-50 баллов; при предоставлении документов, подтверждающих наличие количества руководителей и ключевых специалистов от 11 и более – 100 баллов; При отсутствии или при предоставлении в неполном объеме документов по показателю 2.2.-0 баллов.

Вышеуказанный порядок оценки заявок не позволяет выявить лучшее условие исполнения контракта, поскольку в Конкурсной документации не установлен надлежащий порядок пропорциональной зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному показателю, учитывая, что в отношении сведений, представляемых по указанному критерию возможна количественная оценка.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, согласно протоколу рассмотрения заявок от 02.11.2015 № ПРО1 две поданные заявки допущены к участию в Конкурсе, заявкам участников Конкурса по указанному показателю присвоено одинаковое количество баллов, в связи с чем Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СТАНДАРТ ТРЕЙД-АЛЬЯНС» необоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы от 05.11.2015 по делу № К-1472/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.