Решение по делу № ВП – 7 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

порядок оценки

Результат рассмотрения жалоб

необоснованна

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № ВП – 7 о результатах внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

29.07.2015Москва

 

 

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15 «О создании комиссии по контролю в сфере закупок» Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев обращение ООО «СтройКом» (далее – Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Государственного казенного учреждения Калининградской области «Региональное управление заказчика капитального строительства» (далее - Заказчик), Конкурсного агентства Калининградской области (далее - Уполномоченный орган), при проведении  открытого конкурса на право заключения контракта по выбору генерального подрядчика на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта «Стадион Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде, Солнечный бульвар» 2 этап. Образование территории площадью 33,85 га с консолидацией грунтов на о. Октябрьском (номер извещения 0135200000515000692) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 03.07.2015 № 555/15,

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства  Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в Конкурсной документации по показателю «Опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», в том числе, требование о представлении в полном объеме в качестве подтверждения  копий контрактов (договоров) на выполнение работ по образованию территории с консолидацией грунтов (работы по отсыпке территории и устройству вертикальных ленточных дрен), выполненных в течение  1 (одного) года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе, что ограничивает количество участников закупки.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:

1)извещение о проведении Конкурса размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) – 22.06.2015;

2)начальная (максимальная) цена контракта – 921 567 010 рублей;

3)на участие в Конкурсе подана 1заявка от участника закупки;

4)дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе – 27.07.2015.

 

Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе  порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.

Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.

В случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель «опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема» критерия «квалификация участников закупки», за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки заявок. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно обращению Заявителя в Конкурсной документации по показателю «Опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», установлено, в том числе, требование о представлении в полном объеме в качестве подтверждения  копий контрактов (договоров) на выполнение работ по образованию территории с консолидацией грунтов (работы по отсыпке территории и устройству вертикальных ленточных дрен), выполненных в течение  1 (одного) года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе, что ограничивает количество участников закупки.

На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что работы, предусмотренные к выполнению в рамках закупки не являются работами технически или технологически сложными в выполнении, но имеют особенности и являются основообразующими для строительства объекта.

Вместе с тем, в обращении не представлено доказательств, что установление, в том числе, требования о представлении в полном объеме в качестве подтверждения  копий контрактов (договоров) на выполнение работ по образованию территории с консолидацией грунтов (работы по отсыпке территории и устройству вертикальных ленточных дрен), выполненных в течение  1 (одного) года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе по показателю «Опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», ограничивает количество участников закупки, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

Вместе с тем, в соответствии с Конкурсной документацией по показателю «Обеспеченность участника закупки финансовыми ресурсами» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» установлено, что предметом оценки по данному показателю является «наличие декларации» (далее – декларация). В качестве подтверждения по данному показателю участник закупки представляет декларацию по рекомендуемой форме 7.1 раздела 5 Конкурсной документации для юридического лица, по рекомендуемой форме 7.2 раздела 5 Конкурсной документации для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей.

В целях оценки заявок используется шкала оценки, для использования которой установлено количество баллов. Количество баллов, определенное в соответствии со шкалой оценки корректируется с учетом коэффициента значимости показателя:

Наименование                                               Количество баллов

Наличие декларации                                    100

Отсутствие декларации                                0

Отсутствие в составе заявки на участие в конкурсе вышеуказанных документов не является основанием для признания заявки такого участника конкурса несоответствующей требованиям, указанным в настоящей документации».

Согласно Форме 7.1, 7.2 Конкурсной документации участник Конкурса «обязуется, в случае заключения с ним государственного контракта по итогам открытого конкурса по выбору генерального подрядчика на право заключения контракта на выполнение работ по строительству объекта «Стадион Чемпионата мира ФИФА в г. Калининграде, Солнечный бульвар». Строительство инженерных сетей к стадиону на о. Октябрьском (далее – Объект), обеспечить выплату заработной платы работникам, привлеченным для выполнение работ в рамках строительства Объекта, на уровне не ниже размера минимальной заработной платы, установленного на территории Калининградской области».

Комиссия установила, что вышеуказанная декларация, требуемая  в рамках показателя «Обеспеченность участника закупки финансовыми ресурсами» не может быть признана документом,  подтверждающим финансовую устойчивость участника Конкурса.

Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части  1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Конкурсе подана одна заявка, в связи с чем порядок оценки не применялся.

На основании изложенного, руководствуясь  частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 11.08.2014 № 502/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать довод о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом, установивших в Конкурсной документации по показателю «Опыт выполнения участником конкурса работ сопоставимого характера и объема» критерия «Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», в том числе, требование о представлении в полном объеме в качестве подтверждения  копий контрактов (договоров) на выполнение работ по образованию территории с консолидацией грунтов (работы по отсыпке территории и устройству вертикальных ленточных дрен), выполненных в течение  1 (одного) года до даты подачи заявки на участие в Конкурсе, что ограничивает количество участников закупки, не нашедшим своего подтверждения.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Конкурса, предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.

4. Передать материалы от  29.07.2015 по делу № ВП – 7 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.