Решение по делу К–1264/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о внесении изменений

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–1264/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

05.10.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Мостострой-12» (далее – Заявитель) на действия Областного государственного казенного учреждения «Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области» (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Иркутской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, ООО «РТС-тендер» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги «Иркутск – Листвянка» на участке км 12 – км 29 в Иркутском районе Иркутской области (I, II этапы) (номер извещения 0134200000115003053) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком в полном объеме на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) не размещена проектно-сметная документация.

2. Приложение № 1 к Техническому заданию документации об Аукционе содержит показатели типа материалов дорожного барьерного ограждения и сигнальных столбиков, необходимых при выполнении работ, при этом в составе проектно-сметной документации об Аукционе к вышеуказанным материалам указаны противоположные типы.

3. В Приложении № 1 к Техническому заданию документации об Аукционе установлены показатели материалов, соответствующие группе, а не к виду, указанному в ГОСТ Р 5229-2004.

4. В документацию об Аукционе внесены изменения, с нарушением требований Закона о контрактной системе.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 14.09.2015;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3) начальная (максимальная) цена контракта – 3 000 818 900 рублей;

4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;

5) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;

6) дата проведения Аукциона – 05.10.2015.

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.

Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектно-сметная документация размещена на Официальном сайте в полном объеме.

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено сведений, подтверждающих, что проектно-сметная документация размещена на Официальном сайте не в полном объеме, в связи с чем довод жалобы своего подтверждения не нашел.

2. В ведомости материалов (Приложении 1 к Техническому заданию), содержащейся в документации об Аукционе указано дорожное барьерное ограждение типа 1 и типа 2: уровень удерживающей способности У2 и У3, а также характеристики сигнальных столбиков к которым предъявляются типы С2, С3.

На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что при проведении закупки поступил аналогичный запрос от участника закупки. 28.09.2015 на Официальном сайте Заказчиком опубликованы разъяснения, согласно которым проект по реконструкции автомобильной дороги «Иркутск – Листвянка» на участке км 12 – км 29 в Иркутском районе Иркутской области предусматривает несколько типов дорожного ограждения с удерживающей способностью У2 и У3. Кроме того, в Ведомости материалов содержатся требования к столбикам сигнальным ко всем типам сигнальных столбиков, включая типы С2, С3.

На заседании Комиссии представитель Заказчика сообщил, что заявки участников закупки рассматриваются Аукционной комиссией на предмет соответствия требованиям ведомости материалов.

Вместе с тем, представителем Заявителя не представлено доказательств, что установленные требования в документации об Аукционе противоречат положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

3. В ведомости материалов (Приложение №1 к техническому заданию), содержащейся в документации об Аукционе установлены требования к косоуру схода автодорожного моста, который должен соответствовать серии 3.503.1-96, «длина должна быть не менее пяти тысяч и не более пяти тысяч ста мм».

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что при проведении закупки поступил аналогичный запрос от участника закупки, 28.09.2015 на Официальном сайте Заказчиком опубликованы разъяснения, согласно которым сборочные чертежи следующих косоуров лестничных сходов (серия 3.503.1-96): КЛ 495.210, КЛ 535.210, КЛ 615.270, Кл 655.270 имеют длины 4950 мм, 5350 мм, 6150 мм, 6550 мм соответственно. Таким образом, в указанной серии нет косоура с длиной не менее пяти тысяч и не более пяти тысяч ста мм.

Проект предусматривает несколько мостовых искусственных сооружений с применением различных лестничных сходов, в Ведомости материалов указан один тип косоура, длина которого должна быть не менее пяти тысяч и не более пяти тысяч ста мм.

Также представитель Заказчика пояснил, что под видом, указанном в ведомости материалов (Приложение № 1 к техническому заданию), содержащейся в документации об Аукционе понимается совокупность характеристик дорожных знаков в соответствии с ГОСТ Р 52290-2004, которые объединены в определенную группу, применяемую при выполнении работ.

ГОСТ Р 52290-2004 устанавливает группы, изображения, размеры дорожных знаков, предназначенных для установки на улицах и дорогах с целью информирования участников дорожного движения об условиях и режимах движения, а также технические требования к знакам и применяемым для их изготовления материалам, методам испытаний. Стандарт также устанавливает требования к световозвращающим материалам для знаков.

Вместе с тем, на заседание Комиссии не представлено доказательств, что установленные требования противоречат ГОСТУ Р 5229-2004 и положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

На заседании Комиссии установлено, что Извещение о проведении Аукциона в редакции № 1 размещено на Официальном сайте 14.09.2015.

При этом дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 30.09.2015.

29.09.2015 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе. Согласно извещению о внесении изменений 29.09.2015 № ИИ1 срок подачи заявок на участие в Аукционе продлен до 15.10.2015. Также 29.09.2015 опубликованы изменения извещения о внесении изменений в документацию об Аукционе 29.09.2015 № ИИ2, дата окончания срока подачи заявок – 30.09.2015.

На основании вышеизложенного следует, что Заказчиком, Уполномоченным органом не продлен срок подачи заявок на участие в Аукционе, в результате чего срок с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе составляет 1 день.

Действия Заказчика, Уполномоченного органа, не продливших срок подачи заявок на участие в Аукционе, нарушают часть 6 статьи 65 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В Инструкции по заполнению заявки установлено: «В случае, если в части III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» указаны значения «не менее, не более, не менее и не более, или, должен быть, может, может быть, должен, должно, должно быть», то участнику закупки при подготовке заявки следует указывать конкретное значение показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг). Перечень конкретных показателей товара (предлагаемого к поставке или используемого в процессе выполнения работ, оказания услуг), которые должны быть представлены участником закупки:

При заключении контракта на поставку товара:

- функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара в соответствии с частью III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе.

При заключении контракта на выполнение работ или оказания услуги, для выполнения или оказания которых используется товар:

- функциональные характеристики (потребительские свойства), качественные характеристики товара в соответствии с частью III «Наименование и описание объекта закупки (Техническое задание)» документации об электронном аукционе».

Вместе с тем, в ведомости материалов (Приложение №1 к техническому заданию), содержащейся в документации об Аукционе к товару «Щебеночно-мастичная асфальтобетонная смесь (ЩМА-20)» установлено следующее требование:

«зерновой состав минеральной части смеси и асфальтобетона должен соответствовать в процентах по массе:

Мельче двадцати миллиметров в диапазоне от ста до девяносто, мельче пятнадцати миллиметров в диапазоне от семидесяти до пятидесяти, мельче десяти миллиметров в диапазоне от сорока двух до двадцати пяти, мельче пяти миллиметров в диапазоне от тридцати до двадцати, мельче двух целых и пяти десятых миллиметров в диапазоне от двадцати пяти до пятнадцати, мельче одной целой и двадцати пяти сотых миллиметров в диапазоне от двадцати четырех до тринадцати, мельче ноля целых и шестьдесят три сотых миллиметров в диапазоне от двадцати одного до одиннадцати, мельче ноля целых и трехсот пятнадцати сотых миллиметров в диапазоне от девятнадцати до девяти, мельче ноля целых и шестнадцати сотых миллиметров в диапазоне от пятнадцати до восьми, мельче ноля целых и семидесяти одной тысячной миллиметров в диапазоне от тринадцати до восьми».

В ведомости материалов (Приложение №1 к техническому заданию), содержащейся в документации об Аукционе по товару «песок» установлено требование в части остатка на сите с круглыми отверстиями диаметром 2,5 мм и на ситах с сетками № 1,25; 063; 0315; 016.

В ведомости материалов (Приложение №1 к техническому заданию), содержащейся в документации об Аукционе по товару «щебень» установлено требование о соответствии по массе полных остатков на контрольных ситах различному диапазону в зависимости от диаметра отверстий контрольных сит.

В ведомости материалов (Приложение №1 к техническому заданию), содержащейся в документации об Аукционе к знакам дорожным установлено требование по Коэффициенту световозвращения (удельный коэффициент силы света).

Комиссией установлено, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, не позволяет определить порядок указания участниками закупки сведений, в том числе, о координатах цветности знаков, об остатках на сите.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров, а также технологических процессов изготовления указанных товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.

Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащую инструкцию по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Мостострой-12» обоснованной в части не продления Заказчиком, Уполномоченным органом срока подачи заявок на участие в Аукционе при внесении изменений в документацию об Аукционе.

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 65 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.

4. Передать материалы от 05.10.2015 по делу № К-1264/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.