Решение по делу К–565/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

РЕШЕНИЕ

по делу К–565/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

14.05.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО «РестаСтрой» (далее – Заявитель) на действия Комитета транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области (далее - Заказчик), Комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Волгоградской области (далее – Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом,          ЗАО «Электронные торговые системы» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на реконструкцию автомобильной дороги «Шоссе Авиаторов» от международного аэропорта Волгоград до ул. Историческая («Самарский разъезд») (номер извещения 0129200001915000974) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14,

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены единицы измерения показателей товаров.

2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены требования к товару, противоречащие ГОСТ 8020-90.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)      извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте – 13.02.2015;

2)      способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Аукцион;

3)      начальная (максимальная) цена контракта – 2 450 950 850 рублей;

4)      на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;

5)      к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;

6)      дата проведения Аукциона – 18.05.2015.

 

1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены единицы измерения показателей товаров.

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе «Участник закупки в заявке в обязательном порядке указывает как конкретные значения параметров, так и единицы измерения».

На заседании Комиссии представители Заявителя сообщили, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлены единицы измерения противоречащие ГОСТ. Так, например, для материала «Щебеночно-мастичная высокоплотная асфальтобетонная смесь (ЩМА-20)» Заказчиком установлено: «Битум должен иметь следующие характеристики. Глубина проникания иглы при 25°C, 0,1 мкм не менее 90».

Вместе с тем, в соответствии с ГОСТ 31015-2002 «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия» установлено требование к глубине проникания иглы «Глубина проникания иглы, 0,1 мм, при температуре 25°C».

Следовательно, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены единицы измерения показателей товаров, используемых при выполнении работ по контракту, что нарушает требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, представитель Заказчика сообщил, что по указанному нарушению Закона о контрактной системе на Официальном сайте размещены разъяснения положений документации об Аукционе, следовательно, указанное нарушение в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не повлияло на результаты определения подрядчика.

 

2. В соответствии с Техническим заданием документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к материалу «Бетонная плита ПН15», в том числе следующее: «водопоглощение плиты не более 8% от массы».

Согласно доводу жалобы Заявителя «в соответствии с п. 1.3.4. ГОСТа 8020-90 устанавливается водопоглащение бетона, но не плиты».

Вместе с тем, представитель Заказчика сообщил, что указанная в Техническом задании документации об Аукционе плита ПН15 производится из материала бетон, следовательно «Бетонная плита ПН15» также обладает характеристикой «водопоглащение».

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

 

3. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению.

 Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

 В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;   3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;   4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 2 приложения № 1 к Постановлению № 99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в код 45 (кроме кода 45.12) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования, а именно: «наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка».

При этом в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 Постановления № 99 установлены следующие требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям: «копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе».

В соответствии с извещением о проведении Аукциона Заказчиком установлен код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности 45.23.11.130 «Работы общестроительные по устройству оснований покрытий магистральных дорог и улиц городов», при этом начальная (максимальная) цена контракта по Аукциону превышает       10 000 000 рублей и составляет 2 450 950 850 рублей.

В соответствии с пунктом 24 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом предъявлены требования к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 приложения    № 1 Постановления № 99. В соответствии с пунктом 25 информационной карты документации об Аукционе Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 Постановления № 99.

Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона не содержится информация об установленных требованиях к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 Постановления № 99. Также извещение о проведении Аукциона не содержится информация об установленных требованиях в отношении предоставления участниками закупки документов, подтверждающих их соответствие предъявляемым требованиям в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 Постановления № 99.

Указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа  нарушают пункт 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленное в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение не повлияло на процедуру определения подрядчика, в связи с тем, что документация об Аукционе содержит перечень требований к участникам закупки в соответствии с пунктом 2 приложения № 1 Постановления № 99, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки указанным требованиям.

 

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать  жалобу ООО «РестаСтрой» обоснованной в части неустановления единиц измерения показателей товаров, соответствующих законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок по делу не выдавать, так как выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на процедуру определения подрядчика.

4. В связи с тем, что материалы по выявленному нарушению переданы на основании решения по делу от 14.05.2015 № К-550/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.