РЕШЕНИЕ от 24 марта 2020 г. № КГОЗ-035/20 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
условия допуска к закупке
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "С" (далее - Заявитель) на действия ГУ МВД России по Ставропольскому краю (далее - Заказчик)
при проведении Заказчиком, НЭП АО "Э" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона "Строительство административно-служебного корпуса, <...> в рамках ГОЗ на 2020-2022гг." (номер извещения 0121100006220000017) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы заседание Комиссии перенесено с 23.03.2020 на 24.03.2020.
Согласно жалобе Заявителя Заказчик:
1) установил в документации об Аукционе размеры обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, отличные от размеров, указанных в извещении о проведении Аукциона, размещенном в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС);
2) установил с нарушением Закона о контрактной системе условие об антидемпинговых мерах;
3) установил положения в проекте государственного контракта документации об Аукционе (далее - Проект контракта), не соответствующие требованиям Закона о контрактной системе;
4) разместил в ЕИС документацию об Аукционе не в полном объеме;
5) не установил в документации об Аукционе объем работ, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в правила определенияразмера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570), который подлежит выполнению головным исполнителем по государственному контракту.
В письменных возражениях Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 10.03.2020;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 316 240 993,35 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 18.03.2020;
4) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка от участника закупки;
5) заявка участника ООО "Г" признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и положениям Закона о контрактной системе.
1. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе установлены размеры обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, отличные от информации, размещенной в ЕИС.
В соответствии с пунктом 8 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе информация о размере обеспечения исполнения контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, размер обеспечения исполнения контракта.
Частью 4 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является строительство административно-служебного корпуса, <...> (далее - Работы).
В соответствии с информацией, размещенной в ЕИС размер обеспечения исполнения контракта - 94 872 298,01 руб., размер обеспечения гарантийных обязательств - 31 624 099,34 руб.
Вместе с тем частью II "Информационная карта Аукциона" документации об Аукционе установлен размер обеспечения исполнения контракта - 94 872 298,00 руб., размер обеспечения гарантийных обязательств - 31 624 099,33 руб.
Комиссия, изучив документацию об Аукционе приходит к выводу, что Заказчик, установивший в документации об Аукционе размеры обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, отличные от информации, размещенной в извещении о проведении Аукциона, нарушил пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
2. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о предоставлении победителем Аукциона обеспечения исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечения исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об Аукционе, и информации, предусмотренной частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе, в случае, если при проведении закупки цена контракта снижена на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе установлено, что если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
В соответствии с частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в документации о закупке.
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе начальная (максимальная) цена контракта - 316 240 993,35 руб.
В пункте 13.4 раздела 13 документации об Аукционе установлено, что в случае, если при проведении электронного аукциона цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, победитель электронной процедуры одновременно предоставляет обеспечение исполнения контракта в соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе или обеспечение исполнения контракта в размере, предусмотренном документацией об Аукционе и информацию, предусмотренную частью 2 статьи 37 Закона о контрактной системе (далее - Требование).
Комиссия, изучив документацию об Аукционе, установила, что Требование не соответствует части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе. При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена обязанность по установлению Заказчиком в документации об Аукционе положений, предусмотренных статьей 37 Закона о контрактной системе. Кроме того, на участие в Аукционе подана одна заявка от участка закупки, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе и положениям Закона о контрактной системе, в связи с чем Требование не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Согласно жалобе Заявителя требования, установленные Заказчиком в подпунктах 4.1.40 и 4.1.41 пункта 4.1 раздела 4 Проекта контракта, не соответствуют положениям Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
Согласно части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке.
Частью 6 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что объем, содержание работ по контрактам, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, определяются проектной документацией объектов капитального строительства, а также иной технической документацией, предусмотренной такими контрактами. При этом выполнение работ по таким контрактам осуществляется в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ, являющимся обязательным приложением к таким контрактам.
В соответствии с частью 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ.
Согласно части 7 статьи 110.2 Закона о контрактной системе методики составления сметы контракта, графика оплаты выполненных по контракту работ, графика выполнения строительно-монтажных работ утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 1.2 методики составления графика выполнения строительно-монтажных работ и графика оплаты выполненных по контракту (договору), предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 05.06.2018 N 336/пр (далее - Методика), график выполнения строительно-монтажных работ (далее - график выполнения работ) должен содержать информацию о сроке начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства (начальный срок), сроке окончания строительства, реконструкции объекта (конечный срок), о сроках завершения отдельных этапов выполнения работ по строительству, реконструкции объекта (промежуточные сроки).
В соответствии с пунктом 1.3 Методики график оплаты выполненных по контракту, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, работ (далее - график оплаты выполненных работ), должен содержать информацию о сроках и размере оплаты выполненных строительно-монтажных работ.
Согласно пункту 1.4 Методики проекты графика выполнения работ и графика оплаты выполненных работ составляются заказчиком одновременно с проектом контракта, являются его приложением и размещаются заказчиком в единой информационной системе в сфере закупок вместе с документацией об осуществлении закупки, извещением о закупке.
Таким образом, при составлении проекта государственного контракта заказчиком составляются график выполнения работ и график оплаты выполненных работ, которые являются его приложениями и размещаются заказчиком в ЕИС вместе с документацией об осуществлении закупки. При этом указанные графики должны содержать информацию, предусмотренную пунктами 1.2 и 1.3 Методики.
Пунктом 4.1.40 раздела 4 Проекта контракта установлено, что головной исполнитель по государственному контракту (далее - Головной исполнитель) обязан в срок до 30 (тридцати) дней с даты подписания государственного контракта (далее - Контракт) разработать в соответствии с проектной документацией и условиями Контракта и предоставить подписанный со своей стороны Заказчику график выполнения строительно-монтажных работ по Контракту (Приложение N 2 к документации об Аукционе.
В соответствии с пунктом 4.1.41 раздела 4 Проекта контракта в срок до 30 (тридцати) дней с даты подписания Контракта разработать в соответствии с проектной документацией и условиями Контракта и предоставить подписанный со своей стороны Заказчику график оплаты выполненных работ (Приложение N 3 к документации об Аукционе).
На заседании Комиссии установлено, что в Приложениях N 2 и N 3 к документации об Аукционе отсутствует информация, предусмотренная пунктами 1.2 и 1.3 Методики.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушен пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Кроме того, согласно жалобе Заявителя в пунктах 2, 3 части V документации об Аукционе, в подпункте 2.2.10 пункта 2.2 раздела 2, в пункте 2.3 раздела 2 Проекта контракте установлены противоречивые требования предъявляемые к Головному исполнителю.
В соответствии с пунктом 2 части V документации об Аукционе установлено, что разрешение на проведение земляных работ получает Головной исполнитель.
Согласно пункту 3 части V документации об Аукционе геодезическую разбивку и вынос в натуру осей здания производит Головной исполнитель.
В подпункте 2.2.10 пункта 2.2 раздела 2 Проекта контракта установлено, что в цену Контракта включена стоимость всех затрат Головного исполнителя, необходимых для выполнения Работ по Контракту, в том числе затраты, связанные с оформлением разрешений и заключений, а также других согласований с соответствующими административно-надзорными органами.
Пунктом 2.3 раздела 2 Проекта контракта установлено, что выполнению и оплате подлежат лишь работы, а также материалы, предусмотренные проектной документацией.
При этом по мнению Заявителя, работы, указанные в пунктах 2, 3 части V документации об Аукционе, проектной документацией не предусмотрены.
Согласно письменным пояснениями Заказчика в документации об Аукционе установлено, что получение разрешения на проведение земляных работ возложено на Головного исполнителя. При этом указанная функция не влечет за собой расходов, не предусмотренных Контрактом. Кроме того, расходы на геодезическую разбивку и вынос в натуру осей здания учтены Заказчиком в строке "Иные прочие работы и затраты" части III документации об Аукционе, а также в разделе 2 "Схема планировочной организации земельного участка" проектной документации.
Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил документы, подтверждающие обоснование данного довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно жалобе Заявителя в документации об Аукционе в подпункте 18.2.7 пункта 18.2 раздела 18 Проекте контракта установлено, что к государственному контракту прилагается и является его неотъемлемой частью, в том числе копия выписки из реестра (или копии такого документа) членов саморегулируемой организации по форме, утвержденной приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2017 N 86 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" (далее - Выписка). При этом документация об Аукционе не содержит Выписку, в связи с чем документация об Аукционе размещена Заказчиком в ЕИС не в полном объеме.
В соответствии с подпунктом 18.2.7 пункта 18.2 раздела 18 Проекте контракта к Контракту прилагается и является его неотъемлемой частью, в том числе Выписка.
Таким образом, победитель Аукциона при подписании Проекта контракта, должен приложить Выписку, которая является неотъемлемой частью Контракта.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика соответствуют требованиям Закона о контрактной системе, а довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе не установлен объем работ, предусмотренный Постановлением N 570, который подлежит выполнению Головным исполнителем по Контракту.
Частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено, что:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 01.07.2018.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с пунктом 1 части VII документации об Аукционе Заказчиком установлены возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановления N 570 без привлечения других лиц, за исключением дочерних обществ такого подрядчика, к исполнению своих обязательств по Контракту, а именно:
- земляные работы;
- подготовительные работы;
- инженерная подготовка территории;
- инженерная защита территории;
- свайные работы;
- устройство фундаментов и оснований;
- возведение несущих конструкций;
- возведение наружных ограждающих конструкций;
- устройство кровли;
- фасадные работы;
- внутренние отделочные работы;
- устройство внутренних санитарно-технических систем;
- устройство внутренних электротехнических систем;
- устройство внутренних трубопроводных систем;
- устройство внутренних слаботочных систем;
- установка подъемно-транспортного оборудования;
- монтаж технологического оборудования;
- пусконаладочные работы;
- устройство наружных электрических сетей и линий связи;
- устройство наружных сетей канализации;
- устройство наружных сетей водоснабжения;
- устройство наружных сетей теплоснабжения;
- устройство наружных сетей газоснабжения;
- устройство дорожной одежды автомобильных дорог;
- благоустройство.
Согласно пункту 3 части VII документации об Аукционе конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных пунктом 1 части VII документации об Аукционе, определенные по предложению Головного исполнителя, включаются в Контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 25 процентов цены Контракта.
Таким образом, документацией об Аукционе предусмотрено включение в контракт, по предложению лица, с которым заключается контракт, конкретных видов и объемов работ из числа видов и объемов работ, которые Головной исполнитель обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, предусмотренных Постановлением N 570.
В связи сизложенным, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

решила:

1. Признать жалобу ООО "С" обоснованной в части установления Заказчиком:
- в документации об Аукционе размеров обеспечения исполнения контракта, обеспечения гарантийных обязательств, отличных от размеров, указанных в извещении о проведении Аукциона, размещенном в ЕИС;
-в Проекте контракта положений, не соответствующих требованиям Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, частей 6, 6.1 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.