РЕШЕНИЕ от 17 февраля 2021 г. № ПГОЗ-014/21 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ООО "А" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "СА" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГУ ФСИН России по Приморскому краю (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона "Мука пшеничная хлебопекарная первого сорта в рамках ГОЗ" (номер извещения 0120100009321000004) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
 
установила:
 
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения с использованием системы видео-конференц-связи заседание Комиссии перенесено с 16.02.2021 на 17.02.2021.
По мнению Заявителя, Оператор электронной площадки неправомерно вернул заявку Заявителя, поданную на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 27.01.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 200 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.02.2021;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 08.02.2021;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "Р" с минимальным предложением о цене контракта 5 208 000 руб.
Частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет).
Согласно части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контрактной системе осуществляется в электронной форме. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований статьи 44 Закона о контрактной системе, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.
Частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе предусмотрено, что обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке.
В силу части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации.
01.02.2021 Заявителем подана заявка на участие в Аукционе.
04.02.2021 09:00 - дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно письменным пояснениям Оператора электронной площадки, направленным в ФАС России, запрос в ПАО "СБ" (далее - Банк) о блокировании денежных средств на специальном счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе направлен Оператором электронной площадки в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе (04.02.2021 в 09:00).
04.02.2021 в 12:00 Оператором электронной площадки направлено уведомление Заявителю о возврате поданной заявки на участие в Аукционе, поскольку Банком не подтверждено блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе на специальном счете Заявителя в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе.
При этом Оператором электронной площадки в 14.02.2021 в 14:03 направлено уведомление Заявителю о том, что в Банке зафиксирован сбой автоматизированных систем, в связи с чем между Оператором электронной площадки и Банком зафиксирован инцидент возникновения ошибки получения и обработки направленных Оператором электронной площадки запросов в Банк. Указанные обстоятельства нашли отражение в письме от 05.02.2021 N 210205-0619-566900, направленном Банком Заявителю.
Комиссия, изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, установила, что заявка Заявителя на участие в Аукционе возвращена Оператором электронной площадки ранее получения им ответа Банка о блокировании денежных средств на специальном счете Заявителя в размере, необходимом для участия в Аукционе.
Учитывая изложенное, Оператором электронной площадки в нарушение части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе принято решение о возврате заявки Заявителя на участие в Аукционе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
 
решила:
 
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 


ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 февраля 2021 г. N ПГОЗ-014/21
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) на основании решения от 17.02.2021 N ПГОЗ-014/21, принятого Комиссией по итогам рассмотрения с использованием системы видео-конференц-связи обращения ООО "А" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГУ ФСИН России по Приморскому краю (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона "Мука пшеничная хлебопекарная первого сорта в рамках ГОЗ" (номер извещения 0120100009321000004) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
 
предписывает:
 
1. Заказчику, аукционной комиссии Заказчика (далее - Аукционная комиссия) отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона (далее - Протоколы), и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru информацию о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 4 дня со дня отмены Протоколов.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, а также Заявителя об отмене Протоколов, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, о дате проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на специальных счетах участников закупки денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявок на участие в Аукционе;
- обеспечить возможность подачи заявки на участие в Аукционе Заявителю.
3. Оператору электронной площадки осуществить действия, предусмотренные частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, направленные на блокирование банком денежных средств на специальных счетах участников закупки в размере обеспечения заявок на участие в Аукционе, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковских гарантиях, выданных участникам закупки, для обеспечения таких заявок.
4. Аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки, в том числе Заявителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 4 настоящего предписания и продолжить проведение Аукциона с последнего (минимального) предложения о цене контракта, поданного участником закупки с номером 54, то есть с 5 208 000 руб.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 17.02.2021 N ПГОЗ-014/21.
7. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки до 09.03.2021 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также на адреса электронной почты: delo@fas.gov.ru, mirasova@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.