На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ООО "А" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "СА" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГУ ФСИН России по Приморскому краю (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона "Мука пшеничная хлебопекарная первого сорта в рамках ГОЗ" (номер извещения 0120100009321000004) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Оператора электронной площадки при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
В целях полного и всестороннего рассмотрения обращения с использованием системы видео-конференц-связи заседание Комиссии перенесено с 16.02.2021 на 17.02.2021.
По мнению Заявителя, Оператор электронной площадки неправомерно вернул заявку Заявителя, поданную на участие в Аукционе.
Представитель Оператора электронной площадки в письменных пояснениях не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Оператор электронной площадки действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 27.01.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 6 200 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 04.02.2021;
4) на участие в Аукционе подано 6 заявок от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 6 участников закупки;
6) дата проведения Аукциона - 08.02.2021;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона;
8) победителем Аукциона признано ООО "Р" с минимальным предложением о цене контракта 5 208 000 руб.
Частью 2 статьи 44 Закона о контрактной системе установлено, что обеспечение заявки на участие в аукционе может предоставляться участником закупки в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор способа обеспечения заявки на участие в аукционе осуществляется участником закупки.
В соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые ими в банках, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации (далее - специальный счет).
Согласно части 13 статьи 44 Закона о контрактной системе каждый оператор электронной площадки заключает соглашения о взаимодействии с каждым из банков, включенных в установленный Правительством Российской Федерации перечень в соответствии с частью 10 статьи 44 Закона о контрактной системе. Взаимодействие между оператором электронной площадки и банком в соответствии с требованиями статьи 44 Закона о контрактной системе осуществляется в электронной форме. Ответственность оператора электронной площадки перед банком за своевременность и достоверность информации, предоставляемой оператором электронной площадки банку в целях выполнения банком требований статьи 44 Закона о контрактной системе, определяется соглашением о взаимодействии оператора электронной площадки с банком.
Частью 18 статьи 44 Закона о контрактной системе предусмотрено, что обеспечение заявки на участие в электронном аукционе возможно путем блокирования денежных средств при наличии на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере, предусмотренном документацией о закупке.
В силу части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки направляет в банк информацию об участнике закупки и размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Банк в течение одного часа с момента получения указанной информации от оператора электронной площадки обязан осуществить блокирование денежных средств на специальном счете участника закупки в размере обеспечения соответствующей заявки. При этом в случае отсутствия на специальном счете участника закупки незаблокированных денежных средств в размере обеспечения данной заявки, информация о котором направлена оператором электронной площадки, блокирование не осуществляется, о чем банк направляет информацию оператору электронной площадки в течение одного часа с момента получения информации об участнике закупки и о размере денежных средств, необходимом для обеспечения заявки. Оператор электронной площадки обязан вернуть заявку подавшему ее участнику в течение одного часа с момента получения от банка указанной информации.
01.02.2021 Заявителем подана заявка на участие в Аукционе.
04.02.2021 09:00 - дата и время окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе.
Согласно письменным пояснениям Оператора электронной площадки, направленным в ФАС России, запрос в ПАО "СБ" (далее - Банк) о блокировании денежных средств на специальном счете Заявителя в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе направлен Оператором электронной площадки в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе (04.02.2021 в 09:00).
04.02.2021 в 12:00 Оператором электронной площадки направлено уведомление Заявителю о возврате поданной заявки на участие в Аукционе, поскольку Банком не подтверждено блокирование денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в Аукционе на специальном счете Заявителя в срок, предусмотренный Законом о контрактной системе.
При этом Оператором электронной площадки в 14.02.2021 в 14:03 направлено уведомление Заявителю о том, что в Банке зафиксирован сбой автоматизированных систем, в связи с чем между Оператором электронной площадки и Банком зафиксирован инцидент возникновения ошибки получения и обработки направленных Оператором электронной площадки запросов в Банк. Указанные обстоятельства нашли отражение в письме от 05.02.2021 N 210205-0619-566900, направленном Банком Заявителю.
Комиссия, изучив документы и сведения, представленные на заседании Комиссии, установила, что заявка Заявителя на участие в Аукционе возвращена Оператором электронной площадки ранее получения им ответа Банка о блокировании денежных средств на специальном счете Заявителя в размере, необходимом для участия в Аукционе.
Учитывая изложенное, Оператором электронной площадки в нарушение части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе принято решение о возврате заявки Заявителя на участие в Аукционе.
Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
решила:
1. Признать в действиях Оператора электронной площадки нарушение части 20 статьи 44 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, аукционной комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
3. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПРЕДПИСАНИЕ
от 17 февраля 2021 г. N ПГОЗ-014/21
ОБ УСТРАНЕНИИ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) на основании решения от 17.02.2021 N ПГОЗ-014/21, принятого Комиссией по итогам рассмотрения с использованием системы видео-конференц-связи обращения ООО "А" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях АО "С" (далее - Оператор электронной площадки) при проведении ГУ ФСИН России по Приморскому краю (далее - Заказчик), Оператором электронной площадки электронного аукциона "Мука пшеничная хлебопекарная первого сорта в рамках ГОЗ" (номер извещения 0120100009321000004) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в части действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
предписывает:
1. Заказчику, аукционной комиссии Заказчика (далее - Аукционная комиссия) отменить протоколы, составленные в ходе проведения Аукциона (далее - Протоколы), и назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, дату проведения Аукциона, а также разместить в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru информацию о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе и дате проведения Аукциона. При этом дата рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе должна быть назначена не ранее чем через 4 дня со дня отмены Протоколов.
2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:
- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в Аукционе, а также Заявителя об отмене Протоколов, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе, о дате проведения Аукциона, а также о необходимости наличия на специальных счетах участников закупки денежных средств в размере, необходимом для обеспечения заявок на участие в Аукционе;
- обеспечить возможность подачи заявки на участие в Аукционе Заявителю.
3. Оператору электронной площадки осуществить действия, предусмотренные частью 20 статьи 44 Закона о контрактной системе, направленные на блокирование банком денежных средств на специальных счетах участников закупки в размере обеспечения заявок на участие в Аукционе, за исключением случая наличия в реестрах банковских гарантий, предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе, информации о банковских гарантиях, выданных участникам закупки, для обеспечения таких заявок.
4. Аукционной комиссии рассмотреть первые части заявок, поданные участниками закупки, в том числе Заявителем, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. Оператору электронной площадки обеспечить возможность исполнения пункта 4 настоящего предписания и продолжить проведение Аукциона с последнего (минимального) предложения о цене контракта, поданного участником закупки с номером 54, то есть с 5 208 000 руб.
6. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 17.02.2021 N ПГОЗ-014/21.
7. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки до 09.03.2021 исполнить настоящее предписание и представить в ФАС России подтверждение исполнения настоящего предписания в письменном виде, а также на адреса электронной почты: delo@fas.gov.ru, mirasova@fas.gov.ru.
Невыполнение в установленный срок предписания влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.