РЕШЕНИЕ
по делу К–1409/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
26.10.2015 | Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Строительное управление - 105» (далее – Заявитель) на действия КГКУ «Управление капитального строительства» (далее - Заказчик), Агентства государственного заказа Красноярского края (далее – Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право выполнения комплекса строительно-монтажных, пусконаладочных работ, приобретение монтируемого оборудования по объекту «Реконструкция центральной районной больницы в с. Богучаны, Богучанский район» (номер извещения 0119200000115005586) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В один объект закупки неправомерно объединены выполнение работ и поставка товара, технологически и функционально не связанных между собой.
2. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии в составе заявки копии свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, поскольку работы по предмету конкурса не предполагают проектирования, а также о наличии в составе заявки участника Конкурса копии действующего регистрационного удостоверения, выданного Министерством здравоохранения Российской Федерации или Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Российской Федерации на предлагаемый товар.
3. В Конкурсной документации не установлены надлежащим образом требования к содержанию состава заявок и к инструкции по их заполнению, поскольку документация о Конкурсе, при наличии форм 4, 5 «Наименование максимальных и (или) минимальных значений показателей, используемых для определения соответствия потребностям Заказчика, предполагаемого к использованию при выполнении работ», не содержит ссылки о необходимости их заполнения.
Представителями Заказчика, Уполномоченного органа на заседание Комиссии представлены письменные пояснения по доводам жалобы Заявителя.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 30.09.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта – 938 992 039 рублей;
3) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
4) дата рассмотрения и оценки заявок – 26.10.2015.
1. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1.2. Положения об организации строительства объектов «под ключ», утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 № 147, строительство объектов «под ключ» осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование – выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Вместе с тем, применение данной нормы должно осуществляться с учетом действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и антимонопольного законодательства, исходя из содержания которых допускается включение в состав одного предмета торгов выполнения строительных работ, а также оборудования, поставка и установка которого технологически и функционально связаны со строительно-монтажными работами. При осуществлении строительства объекта «под ключ» Заказчик вправе предусмотреть в документации о закупке необходимость поставки и монтажа оборудования, неразрывно связанного с объектом строительства. При этом в качестве неразрывно связанного с объектом строительства оборудования необходимо рассматривать оборудование, поставка и установка которого невозможна впоследствии без изменения предусмотренных проектом конструктивных решений объекта строительства.
В соответствии с положениями Конкурсной документации Заказчиком, Уполномоченным органом установлены требования к поставке и монтажу оборудования: моечно-дезинфицирующая машина непроходного типа для обработки хирургических инструментов, лабораторной посуды; сборник дистиллированной воды.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что указанное выше оборудование, по мнению Заказчика, неразрывно связано с выполнением строительно-монтажных работ, поскольку поставка и монтаж оборудования осуществляется на стадии выполнения строительных работ с целью обеспечения ввода объекта в эксплуатацию. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлено доказательств, подтверждающих, что указанное оборудование неразрывно связано с объектом строительства и не подлежит монтажу после окончания строительства объекта.
Следовательно, Заказчиком в один объект закупки объединено выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что технологически и функционально не связано друг с другом и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, Заказчиком неправомерно объединены в один объект закупки выполнение строительных работ и осуществление поставки оборудования, что не соответствует пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частями 4 – 5.1 статьи 48, 2 – 3.1 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации заказчик при осуществлении закупок на выполнение работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства устанавливает в документации о закупке требования к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, а в закупках на выполнение работ по подготовке проектной документации – выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации подготовки проектной документации.
Следовательно, условием допуска к участием в закупках на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства является наличие у участника закупки исключительно свидетельства о допуске к работам по организации строительства. При этом требование о наличии у участника закупки свидетельств о допуске к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (за исключением работ по организации строительства) не соответствует части 3 статьи 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации и является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно Информационной карте Конкурсной документации «Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе» к участникам Конкурса предъявляется, в том числе, требования о наличии:
1. «Копии действующего свидетельства, выданного участнику закупки саморегулируемой организацией, о допуске к работам по организации подготовки проектной документации привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным проектировщиком). При этом согласно ч. 1.1 ст. 55.8. Градостроительного кодекса Российской Федерации, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации».
2. «Копии действующего регистрационного удостоверения, выданного Министерством здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (и социального развития) Российской Федерации на предлагаемый товар, если данный товар подлежит указанной регистрации в соответствии с действующим законодательством. При предоставлении нескольких товарных знаков участнику размещения заказа необходимо предоставить копии действующих регистрационных удостоверений на каждый предлагаемый товар».
Вместе с тем, в соответствии с извещением о проведением закупки, Конкурсной документацией предметом закупки является выполнение комплекса строительно-монтажных работ. Код ОКПД 45.21.15.130 – работы общестроительные по возведению зданий учреждений здравоохранения.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации о Конкурсе требование о наличии у участников закупки свидетельства о допуске к работам, не соответствующего предмету Конкурса, нарушают часть 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также из представленных письменных пояснений Уполномоченного органа следует, что требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копий действующих регистрационных удостоверений, выданных Министерством здравоохранения Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, установлено в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединены в один объект закупки строительные работ и поставка оборудования, технологически и функционально не связанные друг с другом, требование о предоставлении в составе заявки на участие в Конкурсе копии действующих регистрационных удостоверений, выданных Министерством здравоохранения Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения установлено неправомерно.
3. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно Информационной карте Конкурса «Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе» заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе:
- заявку на участие в конкурсе (Форма №1);
- анкету участника конкурса (Форма №2);
- предложение участника (Форма №3), заверенное печатью (при наличии) и подписью руководителя или уполномоченного лица.
На Заседании Комиссии ФАС России установлено, что документация о Конкурсе содержит формы №№ 4, 5 «Наименование максимальных и (или) минимальных значений показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика, предлагаемого к использованию при выполнении работ».
Вместе с тем, разделом «Требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в конкурсе» Информационной карты Конкурсной документации не предусмотрено предоставление участником закупки сведений по указанным формам.
Исходя из изложенного, Комиссия приходит к выводу, что инструкция по заполнению заявки на участие в Конкурсе не позволяет участникам закупки определить формы, подлежащие заполнению при подачи заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в Конкурсной документации надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО «Строительное управление -105» обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 31, пунктов 1, 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 26.10.2015 № К–1406/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.