Решение по делу К–926/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Открытый конкурс

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
порядок оценки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу К–926/15 о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

03.08.2015Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее – Комиссия) рассмотрев жалобу ООО «Алит Пласт» (далее – Заявитель) на действия  Краевого государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» (далее - Заказчик), Агентства государственного заказа Красноярского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении  Заказчиком, Уполномоченным органом открытого конкурса на право заключения государственного контракта на № ОК 4638/15 «На право заключения контракта на строительство объекта «Спортивно-тренировочный комплекс «Академия зимних видов спорта», Октябрьский район,ва г. Красноярск. Многофункциональный спортивный комплекс «Сопка» (номер извещения 0119200000115003831) (далее – Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 (далее – Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:

1. Конкурсная документация опубликована на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) не в полном объеме, поскольку отсутствует сметная документация.

2. В составе обоснования начальной (максимальной) цены контракта отсутствует расчет начальной (максимальной) цены контракта, реквизиты документов, на основании которых произведен расчет, а также в протоколе первого этапа общественного обсуждения от 10.07.2015, в протоколе очных слушаний от  10.07.2015, в Конкурсной документации, опубликованных на Официальном сайте, указана различная начальная (максимальная) цена контракта.

3. В Конкурсной документации установлены требования к характеристикам отдельных позиций товаров, что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Конкурсе.

4. В Конкурсной документации установлены противоречивые сведения относительно требования к гарантийному обслуживанию товара.

5. В Конкурсной документации установлены требования о предоставлении для подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по критерию «Квалификация участников Конкурса» копий актов о приемке выполненных работ (формы № КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) в полном объеме по каждому из исполненных ранее контрактов (договоров), что ограничивает количество участников закупки.

6.  В нарушение положений Закона о контрактной системе Конкурсная документация не содержит конкретный размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе, размер исполнения контракта.

7. В Конкурсной документации отсутствует график выполнения работ.

8. Положение относительно уменьшения лимитов бюджетных обязательств, установленное Конкурсной документацией, не соответствует Закону о контрактной системе.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в  соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1)        извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте – 10.07.2015;

2)        способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) – Конкурс;

3)        начальная (максимальная) цена контракта –  1 710 527 731 рубль;

4)        дата рассмотрения и оценки заявок – 06.08.2015.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса содержит, в том числе: наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.

Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

Отсутствие в документации о закупки требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к их безопасности, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, требований к размерам, упаковке, отгрузке товара, требований к результатам работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектно-сметная документации 16.07.2015 размещена Заказчиком на Официальном сайте в полном объеме. Сводный сметный расчет включает  полную стоимость строительства объекта «под ключ». Предметом  Конкурса является выполнение отдельных строительно-монтажных работ, в связи с чем локальные сметные расчеты опубликованы в соответствующей части.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Заявителем не представлено сведений, подтверждающих, что на Официальном сайте проектно-сметная документация опубликована не в полном объеме.

Комиссия приходит к выводу, что размещенная на Официальном сайте проектно-сметная документация на строительство объекта содержит полную информацию о количественных характеристиках выполняемых работ.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

2. В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона о контрактной системе  Правительством Российской Федерации устанавливаются случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и его порядок. Такое обсуждение начинается с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному общественному обсуждению, и заканчивается не позднее срока, до истечения которого определение поставщика (подрядчика, исполнителя) может быть отменено заказчиком в соответствии со статьей 36 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 5 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе в соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе обязательное общественное обсуждение закупок проводится в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей. Законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами могут быть установлены также иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок для обеспечения нужд соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок, предусмотренного пунктом 5, заказчиком могут быть внесены изменения в документацию о закупках, а также закупки могут быть отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению в соответствии с настоящим пунктом, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

В соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 112 Закона о контрактной системе в 2014 - 2016 годах обжалование действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего допускается с момента начала определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что до объявления закупки, Заказчиком принято решение об изменении начальной (максимальной) цены контракта ввиду сокращения объемов работ.

Таким образом, довод Заявителя о том, что в протоколе первого этапа общественного обсуждения от 10.07.2015, в протоколе очных слушаний от  10.07.2015, в Конкурсной документации, опубликованных на Официальном сайте, указана различная начальная (максимальная) цена контракта не нашел своего подтверждения.

В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.

В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:

1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;

2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;

3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.

В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о том, что обоснование начальной (максимальной) цены контракта, установленное Заказчиком в документации, не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Комиссией не рассматривается.

4. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно разделу 3 «Описание объекта закупки» Конкурсной документации требования, предъявляемые к товарам, используемым при выполнении работ установлены в форме №4, являющейся неотъемлемой частью Конкурсной документации.

Формой 4 Конкурсной документации установлены следующие требования к характеристикам товаров, необходимым при выполнении работ:

№ п/п  Наименование и максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемых для определения соответствия потребностям заказчика, предлагаемого к использованию при выполнении работ товара Наименование и конкретные показатели предлагаемого для использования товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией

1. Щебень фракций 10 - 20 мм,  20 - 40 мм, содержит дробленые зерна в количестве не менее 80 %, группа щебня 1-4,  марка по морозостойкости щебня свыше F25, ГОСТ 8267-93    

2. Песок для строительных работ, ГОСТ 8736-2014:

Класс песка: I- II

Модуль крупности: не ниже 0,5.    

3. Профиль из оцинкованного проката с трапециевидными гофрами, ширина полок гофров должна быть не менее 30 и не более 150 мм. 

4. Кислород газообразный технический, объемная доля кислорода, % - не менее 99,2, объемная доля водорода, % - не  более 0,3.  

5. Бруски обрезные хвойных пород длиной 4-6,5 м, шириной не более 150 мм, толщиной не более 150 мм, I сорта.

6. Лак битумный, массовая доля нелетучих веществ не более 45 %.      

 

Комиссия приходит к выводу, что документация содержит требования к товарам, используемым в рамках выполнения работ в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4.Согласно части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.

В Информационной карте Конкурсной документации установлены требования к гарантийному сроку на выполненные работы и используемые материалы: 24 месяца со дня ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, а также требования к предоставлению гарантии подрядчика и сроку такой гарантии: не менее 24 месяцев со дня ввода в эксплуатацию объекта капитального строительства, для которого поставляется оборудование по контракту. Указанная гарантия предоставляется вместе с оборудованием.

Представители Заказчика пояснили, что вышеуказанное требование предусматривает гарантийное обслуживание поставленного оборудования в случае его неисправности в течение 24 месяцев.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

5. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать критерии оценки заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.

В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе  порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации. Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер.

Согласно пункту 3 Правил оценки заявок «оценка» - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

В Конкурсной документации установлен следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:

1). Цена контракта (Значимость критерия оценки - 70%),

2). Квалификация участников Конкурса (Значимость критерия оценки – 30 %).

В Конкурсной документации по критерию «Квалификация участников Конкурса» установлен следующий показатель, используемый для оценки заявок: 

«Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема», для подтверждения которого заявка на участие в конкурсе должна содержать следующие документы:

- копии исполненных контрактов (договоров) на строительство/реконструкцию вышеуказанных объектов с приложением технического задания в полном объеме;

- копии актов о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справок о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3) в полном объеме по каждому из контрактов (договоров).

Изучив Конкурсную  документацию, Комиссия установила, что положения Конкурсной документации не противоречат законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в части установления требований для подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по критерию «Квалификация участников Конкурса».

Вместе с тем, представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что установленные в Конкурсной документации Заказчиком требования для подтверждения опыта участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема по критерию «Квалификация участников Конкурса», ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.

6. Согласно пунктам 10, 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе документация о закупке наряду с информацией, указанной в извещении, должна содержать размер обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия); размер и условия обеспечения исполнения контракта, в том числе каждого контракта в случаях, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, исходя из начальной (максимальной) цены лота пропорционально количеству указанных контрактов с учетом требований части 6 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Размер и порядок предоставления обеспечения заявок на участие в Конкурсе установлен в Информационной карте Конкурсной документации и составляет 5 % от начальной (максимальной) цены контракта.

Размер обеспечения исполнения контракта также установлен в Информационной карте Конкурсной документации и составляет 30 % от начальной (максимальной) цены контракта.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что конкретный размер обеспечения заявки на участие в Конкурсе и размер обеспечения контракта содержится в Изменениях извещения о проведении Конкурса от 16.07.2015 №ИИ1, опубликованных на Официальном сайте.

На основании вышеизложенного следует, что в Конкурсной документации не установлены конкретные суммы обеспечения заявки на участие в Конкурсе и обеспечения контракта.

Таким образом, действия Заказчика нарушают пункты 10, 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

7. Согласно части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Согласно части 2 Проекта государственного контракта: «Течение срока выполнения работ начинается на следующий день после даты заключения контракта. Дата начала выполнения работ: «_____» _________________ 2015 года. Дата окончания выполнения работ: «15» января 2018 года. Виды и сроки выполнения работ указываются в графике выполнения работ  (Приложение № 2), который разрабатывается Подрядчиком в соответствии с техническим заданием, рабочей и проектной документацией и условиями настоящего контракта, утверждается Заказчиком и является неотъемлемой частью настоящего контракта. Подрядчик обязан разработать и согласовать с Заказчиком проект графика выполнения работ. Согласованный график подписывается вместе с контрактом».

Приложением 2 к государственному контракту Конкурсной документации установлена форма графика выполнения работ.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

8. В Информационной карте Конкурсной документации установлено, что уменьшение лимитов возможно при пропорциональном уменьшении начальной (максимальной) цены контракта.

На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что снижение лимитов финансирования предусмотрено исключительно в ходе проведения процедуры закупки на основании предложений участников Конкурса.

Таким образом, довод Заявителя не нашел свое подтверждение.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать  жалобу ООО «Алит Пласт» обоснованной в части не установления в Конкурсной документации конкретного размера обеспечения заявки на участие в Конкурсе и размера обеспечения исполнения контракта.

2. Признать в действиях  Заказчика нарушения пунктов 10, 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. В связи с тем, что нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.

4. Передать материалы дела от 03.08.2015 № К–926/15 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.