РЕШЕНИЕ от 6 июля 2018 г. по делу № 18/44/99/342 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Строительство и капремонт

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

РЕШЕНИЕ от 6 июля 2018 г. по делу № 18/44/99/342 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 15.05.2018 N 429/18 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотревобращение ООО "С" (далее - Заявитель) содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях "Т" (далее - Заказчик) при проведении аукционной комиссией "Т" (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, ЗАО "А" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение строительных работ по возведению нежилого здания "Строительство здания Третьего арбитражного апелляционного суда, г. Красноярск, ул. Ленина - ул. Просвещения" (номер извещения 0119100008118000017) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в отношении действий Оператора электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 04.04.2018 N 429/18,

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, выразившимися в установлении в документации об Аукционе требований к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения показателей товаров, одновременно соответствующие требованиям, установленным в документации об Аукционе и требованиям ГОСТ.
Представители Заказчика в письменных возражениях не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 14.06.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 341 037 200 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 29.06.2018;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
7) дата проведения Аукциона - 05.07.2018;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 3 участника Аукциона.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, не позволяющие указать в заявке на участие в Аукционе значения показателей товаров, одновременно соответствующие требованиям, установленным в документации об Аукционе и требованиям ГОСТ, а именно в отношении товара "Асфальтобетонные смеси крупнозернистые пористые" по показателю "Остаточная пористость".
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Пунктом 1 Технического задания документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования к товару "Асфальтобетонные смеси крупнозернистые пористые": "Остаточная пористость должна быть свыше 5,0 не более 10,0%, соответствие ГОСТ 9128-2013".
В инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в Аукционе, содержащейся в документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "при установлении в Требованиях к материалам требований к максимальным и минимальным значениям показателя (характеристики) товара, участник закупки указывает конкретное интервальное значение показателя (характеристики) товара.
Исключением являются случаи установления показателей в соответствии с ГОСТами, Техническими регламентами или технической документацией на оборудование, в таких случаях значение показателя указывается без изменения".
Представители Заказчика в письменных возражениях пояснили, что, согласно пункту 4.1.4 ГОСТ 9128-2013 асфальтобетоны в зависимости от величины остаточной пористости подразделяют на виды, в том числе "пористые" с остаточной пористостью свыше 5,0 не более 10,0%, что не противоречит требованиям документации об Аукционе.
При этом, Заявитель на заседание Комиссии не явился, в составе жалобы не представил документов и сведений, свидетельствующих об обоснованности довода, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что в документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, например: "Размер минеральных зерен должен быть <= 40 мм. Зерновой состав минеральной части: Размер зерен не более 15 мм должен быть в диапазоне значений 64 - 100% по массе. Размер зерен не более 10 мм должен быть в диапазоне значений 52 - 88% по массе. Размер зерен не более 5 мм должен быть в диапазоне значений 40 - 60% по массе. Размер зерен не более 2,5 мм должен быть в диапазоне значений 28 - 60% по массе. Размер зерен не более 1,25 мм должен быть в диапазоне значений 16 - 60% по массе. Размер зерен не более 0,630 мм должен быть в диапазоне значений 10 - 60% по массе. Размер зерен не более 0,315 мм должен быть в диапазоне значений 8 - 37% по массе. Размер зерен не более 0,160 мм должен быть в диапазоне значений 5 - 20% по массе. Размер зерен не более 0,071 мм должен быть в диапазоне значений 2 - 8% по массе. Остаточная пористость должна быть свыше 5,0 не более 10,0%. Пористость минеральной части должна быть не более 23%. Водонасыщение должно быть свыше 4,0 не более 10,0% по объему; Не ниже 32 класса истираемости, прочность на истирание не ниже IV класса" (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Решением Комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок от 04.07.2018 по делу N 18/44/99/794 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Аукционной комиссии выявлены нарушения части 6 статьи 31, части 3 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, части 6 статьи 66, части 5 статьи 67, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактнойсистеме, выразившиеся в установлении требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведений о результатах испытаний, непредусмотренных частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, неправомерном принятии решения об отказе участнику закупки с порядковым номером заявки "4" в допуске к участию в Аукционе, не установлении в документацииоб Аукционе надлежащим образом объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, сокращении срока подачи заявок на участие в Аукционе, предоставлении разъяснений положений документации об Аукционе, изменяющих суть документации об Аукционе, установлении в документации об Аукционе условия о членстве участника закупки в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
На основании Решения Заказчику выдано предписание об отмене протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, повторном рассмотрении заявок, поданных участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение с учетом решения от 04.07.2018 по делу N 18/44/99/794, не учете при рассмотрении заявок на участие в Аукционе ненадлежащих требованийк составу заявки в соответствии с решением от 04.07.2018 по делу N 18/44/99/794, а также требования о членстве в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, предусмотренного пунктом 34 документации об Аукционе, установлении при заключении государственного контракта в проекте государственного контракта надлежащим образом объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а также исключении из пункта 5.3.21 проекта государственного контракта условия о том, что исполнитель обязан согласовать с Заказчиком кандидатуры субподрядчиков.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия


решила:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 31, части 3 статьи 63, пункта 2 части 1 статьи 64, части 5 статьи 65, части 6 статьи 66, части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что предписание по выявленным нарушениям выдано на основании решения от 04.07.2018 по делу N 18/44/99/794, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе по настоящему делу не выдавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.