Решение № КГОЗ–086/16 по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Продукты питания

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

описание объекта закупки
иное

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована
выдано предписание о не учитывании незаконных

 

 

РЕШЕНИЕ № КГОЗ–086/16

по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок

 

14.03.2016Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «Гражданский контроль государственных закупок» (далее – Заявитель) на действия Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее – Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее – Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку рациона питания комплексного (номер извещения 0114100000816000045) (далее – Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:

1) не указавшего в извещении о проведении Аукциона информацию о количестве закупаемого товара;

2) разместившего на официальном сайте Российской Федерации единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.new.zakupki.gov.ru (далее – Официальный сайт) разъяснение положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе;

3) установившего в документации об Аукционе требования к закупаемым товарам, в части указания конкретных показателей товаров, соответствующих ГОСТам, а также требование об описании одного и того же товара по нескольку раз, что приводит к ограничению количества участников закупки.

Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте – 13.02.2016;

2) начальная (максимальная) цена контракта – 39 492 612,16 руб.;

3) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе – 10.03.2016;

4) дата окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе – 15.03.2015.

1. Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, в том числе, информация о количестве товара, являющегося предметом контракта.

В извещении о проведении Аукциона указана информация об объекте закупки, в том числе о количестве товара: «усл. ед. 1,00».

Вместе с тем, Комиссией установлено, что в приложении № 1 к документации об Аукционе установлены требования к закупаемым товарам в том числе требования к количеству комплектов рационов питания и к количеству комплектующих рационов питания в штуках и пакетиках: «рацион питания комплексный в календарный месяц – 2318 комплектов, рацион питания комплексный в декаду – 2300 комплектов, рацион питания комплексный в сутки – 7000 комплектов».

Таким образом, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона не указана информация о количестве закупаемого товара, что нарушает пункт 2 части 42 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона, поскольку информация о количестве закупаемых товаров содержится в приложении № 1 к документации об Аукционе, в соответствии с которым участникам закупки необходимо заполнить заявку на участие в Аукционе.

2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

Частью 4 статьи 65 Закона о контрактной системе установлено, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса Заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил Заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

При этом в соответствии с частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.

В приложении № 1 к документации об Аукционе установлены требования к консервам овощным «Кукуруза сахарная в зернах», в том числе: «- цвет зерен - белый, золотистый или желтый без наличия зерен более темного цвета, однородный в одной банке*».

Пунктом 4.1.2 «Инструкция по заполнению первой части заявки» документации об Аукционе установлено, что указание показателей со словом «или», является неконкретным показателем, за исключением показателей отмеченных знаком «*» (звёздочка), слово «или» в таком случае необходимо указывать в первой части заявки.

При этом 26.02.2016 Заказчиком дан ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе, в котором сообщает: «Участником закупки в первой части заявки должен быть указан один цвет, согласно предлагаемой им к поставке консервов овощных «кукурузы сахарной в зернах».

Таким образом, размещенный Заказчиком 26.02.2016 на Официальном сайте ответ на запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе изменяет суть документации об Аукционе, что является нарушением части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.

Вместе с тем, разъяснения положений документации об Аукционе, размещенные на Официальном сайте 04.03.2016 и 06.03.2016, содержат требования к указанию в первых частях заявок на участие в Аукционе значений по показателю «цвет зерен» кукурузы сахарной в зернах в соответствии с документацией об Аукционе.

Указанные нарушения в пунктах 1, 2 настоящего решения содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу Заявителя, установленные Заказчиком в документации об Аукционе ГОСТы содержат допустимые максимальные и минимальные значения показателей закупаемых товаров, при этом, в соответствии с требованиями документации об Аукционе участники закупки в первой части заявки на участие в Аукционе должны указать конкретные значения показателей предлагаемых к поставке товаров, что ограничивает количество участников закупки.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено следующее: «Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться».

В приложении № 1 к документации об Аукционе установлены требования к закупаемым товарам, в том числе требования о соответствии закупаемых товаров указанным в документации об Аукционе ГОСТам, а также максимальные и минимальные значения показателей закупаемых товаров.

Комиссией установлено, что требования к закупаемым товарам, установленные в приложении № 1 к документации об Аукционе, не противоречат требованиям ГОСТов, указанных в документации об Аукционе.

Также согласно доводу Заявителя, Заказчик в документации об Аукционе установил описание одного и того же товара по нескольку раз, например: «молоко цельное сгущенное с сахаром, галеты простые из муки пшеничной первого сорта, чай черный», что приводит к ограничению количества участников закупки.

Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что объектом закупки является поставка комплексного рациона питания трех видов, а именно: рацион питания комплексный в календарный месяц, рацион питания комплексный в декаду, рацион питания комплексный в сутки, которые имеют разные остаточные сроки годности, сроки хранения и сроки потребления.

Поскольку виды комплексного рациона питания имеют разные остаточные сроки годности, сроки хранения и сроки потребления, Заказчиком установлено требование об описании одного и того же товара в заявках на участие в Аукционе по нескольку раз.

Вместе с тем, представителями Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих, что установленные Заказчиком в документации об Аукционе требования к закупаемым товарам ограничивают количество участников закупки.

Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.

4. Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2013 № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства» (далее – Постановление Правительства № 1224) установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Российской Федерации отсутствуют.

На заседании Комиссии установлено, что в извещении о проведении Аукциона и документации об Аукционе не установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением Правительства № 1224.

Таким образом, Заказчик нарушил часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.

5. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе, срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность установления Заказчиком иного срока действия банковской гарантии.

Пунктом 12.3.3 части 12.3 «Требования к обеспечению исполнения контракта, предоставляемому в виде безотзывной банковской гарантии» документации об Аукционе установлено требование к сроку действия банковской гарантии, представленной в качестве обеспечения исполнения контракта: «срок действия безотзывной банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на три месяца».

Согласно пункту 25 части 22 «Информационная карта аукциона» документации об Аукционе «Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем три месяца».

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в документации об Аукционе установил срок действия банковской гарантии, не соответствующий части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

Указанные нарушения в пунктах 4,5 настоящего решения содержат признаки административного нарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Гражданский контроль государственных закупок» обоснованной в части не указания Заказчиком в извещении о проведении Аукциона информации о количестве закупаемого товара, размещения Заказчиком на Официальном сайте разъяснения положений документации об Аукционе, изменяющее суть документации об Аукционе.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 2 статьи 42, части 1 статьи 64, части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, единой комиссии Заказчика, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.