РЕШЕНИЕ № КГОЗ–387/15
по результатам рассмотрения жалобы о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок
14.09.2015 | Москва |
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее – Комиссия), рассмотрев жалобу ООО «НПО СтройЭнергоПроект» (далее – Заявитель) на действия Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ЗАО «Сбербанк-АСТ» (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта по организации строительства объекта: Многоквартирный 16-этажный жилой дом по б. Чавайна северо-восточнее кинотеатра Россия в г. Йошкар-Ола (строительство осуществляется в рамках государственного оборонного заказа) (номер извещения 0108100003715000067) (далее – Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) не установившего надлежащим образом требование к свидетельству о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
2) установившего в документации об Аукционе противоречивые требования к участникам закупки, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе;
3) установившего в документации об Аукционе требование о соответствии товара недействующим ГОСТам;
4) не установившего надлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе;
5) не установившего в проекте государственного контракта срок действия контракта надлежащим образом, что не позволяет предоставить банковскую гарантию в соответствии с требованиями документации об Аукционе;
6) установившего в документации об Аукционе противоречивые положения в части изменений существенных условий контракта;
7) не установившего в документации об Аукционе надлежащим образом срок согласования графика выполнения работ, проекта производства работ, списка рабочего персонала.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru – 31.07.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта – 248 728 530 руб.;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
4) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана только одна заявка;
5) единственная заявка на участие в Аукционе признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком неправомерно установлено требование к свидетельству о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно: «Стоимость выполнения таких работ, разрешенных участнику электронного аукциона, должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе: «соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки».
Частью 1.1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Количество договоров о выполнении работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства, которые могут быть заключены таким членом саморегулируемой организации, не ограничивается.
Пунктам 2, 3 части 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации на одного члена саморегулируемой организации, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства: 2) один миллион пятьсот тысяч рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей; 3) три миллиона рублей или при установлении такой организацией требования к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, один миллион рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять организацию работ по строительству, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона и документацией об Аукционе, предметом государственного контракта является организация строительства объекта: «Многоквартирный 16-этажный жилой дом по б. Чавайна северо-восточнее кинотеатра «Россия» в г. Йошкар-Ола». Начальная (максимальная) цена составляет 248 728 530 руб.
Пунктом 16 «Единые требования к участникам закупки» информационной карты (приложение № 1 к документации об Аукционе) установлены требования к участникам, в том числе: «в соответствии с частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, разделом III Перечня видов работ по инженерным изысканиям по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития № 624 от 30.12.2009 участник электронного аукциона должен иметь действующее Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в соответствии с перечнем, утвержденным Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624, выданного саморегулируемой организацией в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или Свидетельство о разрешении участнику электронного аукциона на выполнение видов работ: «Раздел 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании государственного контракта юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком)» «Пункт 33.3 Жилищно-гражданское строительство». Стоимость выполнения таких работ, разрешенных участнику электронного аукциона, должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта».
Комиссия приходит к выводу, что требование к свидетельству о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно: «Стоимость выполнения таких работ, разрешенных участнику электронного аукциона, должна быть не менее начальной (максимальной) цены контракта» не противоречит законодательству Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Также, из довода Заявителя следует, что Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также требование о соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом электронного аукциона, что вводит участников закупки в заблуждение и не позволяет составить заявку на участие в Аукционе.
Комиссией установлено, что пунктом 16 «Единые требования к участникам закупки» информационной карты (приложение № 1 к документации об Аукционе) установлены требования к участникам закупки, в том числе: наличие у участника закупки свидетельства о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом электронного аукциона.
Вместе с тем, пунктом 23 «Документы, входящие в состав 2-ой части заявки на участие в электронном аукционе» информационной карты (приложение № 1 к документации об Аукционе) установлен исчерпывающий перечень документов, которые необходимо предоставить участникам закупки в составе второй части заявки на участие в Аукционе, в том числе, свидетельство о допуске к работам, выданного саморегулируемой организацией, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждающее соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом электронного аукциона.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2.В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В подразделе 3.1 документации об Аукционе установлены требования к участникам закупки, в том числе: «обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма».
Вместе с тем, пунктом 16 «Единые требования к участникам закупки» информационной карты (приложение № 1 к документации об Аукционе) не установлено требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.
На заседании Комиссии установлено, что в приложении № 1 к документации об Аукционе установлено, что информация и данные для Аукциона на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуги изменяют и/или дополняют положения документации об Аукционе на право заключения государственного контракта на оказание услуг (выполнение работ, поставку товаров). При возникновении противоречия между положениями инструкции участникам закупки и информационной карты, применяются положения информационной карты Аукциона.
Кроме того, представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что документацией об Аукционе не предусмотрены работы по созданию интеллектуальной собственности.
Таким образом, довод Заявителя о том, что положения документации об Аукционе содержат противоречивые требования к участникам закупки, что не позволяет заполнить заявку на участие в Аукционе, не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлено требование о соответствии товара недействующим ГОСТам, а именно «ГОСТ 18300-87», «ГОСТ 9544-2005».
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Заказчиком 21.08.2015, до рассмотрения жалобы Заявителя по существу, внесены изменения в документацию об Аукционе, в соответствии с которыми недействующий ГОСТ 18300-87 заменен действующим ГОСТом 55878-2013.
Вместе с тем, в пунктах 19, 33, 54, 125, 302 технических характеристик строительных материалов и оборудования (приложение № 3 к документации об Аукционе) установлено требование о соответствии герметичности затвора крана: класса А ГОСТу 9544-2005, действие которого завершено 01.07.2012.
В приложении № 3 к документации об Аукционе также установлено, что техническая документация (технические условия, технические свидетельства, ГОСТ, СНиП и пр.) вне зависимости от наличия или отсутствия указаний на внесенные в нее изменения и дополнения должна приниматься к рассмотрению в действующей редакции (с внесенными корректировками, изменениями, дополнениями и др.).
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что в разъяснениях от 04.09.2015 «Разъяснения на запрос 3» Заказчиком дано разъяснение про ссылки на недействующие ГОСТы, а именно: «В действующей редакции приложения №3 к документации об аукционе в электронной форме ссылки на ГОСТ18300-87 не имеется. Если в данном приложении встречаются недействующие ГОСТы, то необходимо руководствоваться нормативным документом вышедшим ему взамен».
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении Аукциона, должна содержать инструкцию по ее заполнению.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Заказчиком 21.08.2015, до рассмотрения жалобы Заявителя по существу, внесены изменения в документацию об Аукционе, в том числе, в инструкцию по заполнения заявки на участие в Аукционе.
Комиссией установлено, что документация об Аукционе содержит в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком не установлена надлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
5. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен надлежащим образом срок действия контракта, что не позволяет предоставить банковскую гарантию в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 1 подраздела 9.1 «Обеспечение исполнения контракта» раздела 9 документации об Аукционе установлено, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
В соответствии с пунктом 5.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что срок выполнения Работ: Подрядчик приступает к выполнению Работ в срок не позднее 10 (Десяти) рабочих дней после даты заключения контракта, и завершает их выполнение в срок не позднее 15.12.2017 года. Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения Работ (Приложение № 2 к Контракту).
Согласно пункту 4.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе окончательный расчет с Подрядчиком производится не позднее 25.12.2017 года при условии наличия подписанного Сторонами Акта приемки законченного строительством Объекта (форма КС-11).
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены противоречивые положения в части изменений существенных условий контракта.
Статьей 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев изменений существенных условий государственного контракта.
Изучив документацию об Аукционе, Комиссия установила, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены случаи изменений существенных условий государственного контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседание Комиссии Заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что документация об Аукционе содержит противоречивые положения в части изменений существенных условий контракта.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлен срок согласования графика выполнения работ, проекта производства работ, списка рабочего персонала в нарушение Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В пункте 5.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что срок выполнения Работ: Подрядчик приступает к выполнению Работ в срок не позднее 10 (Десяти) рабочих дней после даты заключения контракта, и завершает их выполнение в срок не позднее 15.12.2017 года. Работы выполняются в соответствии с Графиком выполнения Работ (Приложение № 2 к Контракту).
Согласно пункту 6.1.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе в течение 5 (Пяти) рабочих дней, следующих за датой подписания Контракта в силу, назначает ответственных Представителей для координации и согласования с Заказчиком хода выполнения Работ, поставки Материалов и Оборудования поставки Подрядчика на Объект, о чем направляет Заказчику официальное уведомление. В уведомлении должны содержаться: Ф.И.О. Представителей, занимаемая у Подрядчика должность, срок полномочий, номер и дата распорядительного документа о назначении Представителей, номер и дата Доверенности. К уведомлению прилагаются выданные Подрядчиком Доверенности, подтверждающие объем и срок полномочий его Представителей.
Пунктом 6.1.4 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что после заключения Контракта разрабатывает и предоставляет на утверждение Заказчику График выполнения работ (Приложение №2), а также за счет собственных средств осуществляет разработку Проекта производства работ.
Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные требования установлены к исполнителю (подрядчику), и документация об Аукционе содержит сроки согласования графика выполнения работ, проекта производства работ, списка рабочего персонала.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО «НПО СтройЭнергоПроект» необоснованной.