РЕШЕНИЕ от 13 августа 2019 г. по делу № 19/44/105/2187 о нарушении законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок

Способ закупки

Электронный аукцион

Предмет закупки

Техническое обслуживание
Иное

Орган, рассматривающий жалобу

ФАС России

Содержание жалобы

отказ в допуске

Результат рассмотрения жалоб

обоснована или частично обоснована

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу АО "К" (далее - Заявитель) на действия аукционной комиссии ГКУ Транспортная дирекция Республики Башкортостан (далее - Аукционная комиссия) при проведении ГКУ Транспортная дирекция Республики Башкортостан (далее - Заказчик), Государственным комитетом Республики Башкортостан по мониторингу социально-экономического развития (далее - Уполномоченный орган), Аукционной комиссией, ООО "Р" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона направо заключения контракта на оказание услуг по аренде комплексов фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения на территории Республики Башкортостан (номер извещения 0101500000319001001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

установила:

В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно принявшей решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Представители Заказчика не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия, Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в ЕИС - 18.06.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 2 375 100 000 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 11.07.2019;
5) источник финансирования - средства Дорожного фонда Республики Башкортостан, КБК - 014 04.09 081R210010 244.
6) на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки;
7) до участия в Аукционе допущено 5 участников закупки;
8) в Аукционе принимало участие 5 участников закупки
9) соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе признаны 4 участника закупки;
10) победителем признано ПАО "Б" с предложением о цене контракта 1 764 699 300 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией, неправомерно принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе В соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 05.08.2019 N 0101500000319001001-2-3 (далее - Протокол) заявка Заявителя признана несоответствующей требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили следующее.
Пунктом 18.5 информационной карты документации об Аукционе установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 1236).
Пунктом 2 Постановления Правительства N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2 (2) Постановления Правительства N 1236 "в целях реализации настоящего постановления:
подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных;
подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных".
При этом, согласно пункту 28 технического задания документации об Аукционе "Специальное программное обеспечение КФВФ должно соответствовать ГОСТ Р 8.654 и требованиям приложения N 2 к Техническому Заданию. Сведения о специальном программном обеспечении комплекса должны содержаться в реестре российского программного обеспечения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем, согласно пояснениям представителей Уполномоченного органа заявка Заявителя, поданная на участие в закупке содержит предложение о поставке специального программного обеспечения КФВФ "Призма-StoS", сведения о котором в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных, а также в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных отсутствуют, в связи с чем, Аукционной комиссией принято решение о несоответствии заявки Заявителя требованиям документаций об Аукционе и Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, в рамках проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
2. Согласно части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Указанный протокол должен содержать информацию о идентификационных номерах пяти заявок на участие в таком аукционе (в случае принятия решения о соответствии пяти заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или в случае принятия аукционной комиссией на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми участниками такого аукциона, принявшими участие в нем, решения о соответствии более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок установленным требованиям), которые ранжированы в соответствии с частью 18 статьи 68 Закона о контрактной системе и в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным документацией о таком аукционе, или, если на основании рассмотрения вторых частей заявок на участие в таком аукционе, поданных всеми его участниками, принявшими участие в нем, принято решение о соответствии установленным требованиям более чем одной заявки на участие в таком аукционе, но менее чем пяти данных заявок, а также информацию об их идентификационных номерах, решение о соответствии или о несоответствии заявок на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о нем, с обоснованием этого решения и с указаниемположений Закона о контрактной системе, которым не соответствует участник такого аукциона, положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем, информацию о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждой заявки на участие в таком аукционе.
Вместе с тем, протокол содержит следующие сведения: "Решение о соответствии или о несоответствии заявки требованиям документации: не соответствует требованиям Федерального закона и документации об электронном аукционе. Обоснование решения: Предлагаемый к поставке товар (Комплексы фиксации нарушений ПДД "Призма-StoS") отсутствует в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и в Едином реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Таким образом, Протокол не содержит указания на пункт 3 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, послуживший основанием для принятия Аукционной комиссией решения о несоответствии заявки Заявителя в случае, предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, а также учитывая, что в соответствии с пунктом 2 (2) Постановления Правительства N 1236 подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации, а также подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и база данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечениясведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных, а также наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и базах данных, а не наличие информации в указанных реестрах о товаре, Комиссия приходит к выводу, что Аукционной комиссией ненадлежащим образом сформирован Протокол, что нарушает часть 8 статьи 69 и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Решением Комиссии ФАС России от 28.06.2019 по делу N 19/44/105/1756 (далее - Решение) в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения части 1 статьи 20, части 7 статьи 30, частей 5, 8, 24, 27 статьи 34, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении в документации об Аукционе ненадлежащих требований к составу заявки на участие взакупке, не установлении надлежащим образом условия о сроке возврата обеспечения исполнения государственного контракта, условия об ответственности заказчика за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, условия об ответственности поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, которое не имеет стоимостного выражения, условия о гражданско-правовой ответственности перед заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей, условие об ответственности подрядчика за непредставление информации в соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании Решения Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии выдано предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе на этапе рассмотрения заявок, поданных на участие в закупке, а также при заключении государственного контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

решила:

1. Признать жалобу АО "К" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 1 статьи 20, части 7 статьи 30, частей 5, 8, 24, 27 статьи 34, части 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. В связи с тем, что предписание по нарушениям, указанным в пункте 3 мотивировочной части настоящего решения выдано на основании решения от 28.06.2019 по делу N 19/44/105/1756, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
5. В связи с тем, что материалы по нарушениям, мотивировочной части настоящего решения переданы на основании решения от 28.06.2019 по делу N 19/44/105/1756 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
6. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
7. Передать материалы дела от 13.08.2019 N 19/44/105/2187 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.