Трасса «Москва - Петербург» стала самой дорогой в Европе

Трасса М11 «Москва - Санкт-Петербург» оказалась самой дорогой автодорогой в Европе, пишут «Ведомости». Максимальный тариф в России составляет около 25 руб./км, тогда как в Италии на сопоставимых участках он вдвое ниже.

По данным издания стоимость проезда в часы пик может обойтись водителям в 25 рублей за километр. Так, доехать до «Шереметьево» (10 км) в период с 6 и до 10 утра и вечером с 16.00 до 22.00 можно за 250 рублей.

Отметим, что трассу М11 официально открыли год назад, однако до конца ноября 2015 года проезд по ней был бесплатным. 23 ноября впервые водителям пришлось платить за М11, но пункты оплаты СЗКК не могли справиться с потоком желающих, после чего пришлось пропускать всех бесплатно.

Как рассказал «Ведомостям» близкий к государственной компании «Автодор» чиновник, тарифы установлены в рамках концессионного соглашения и даже ниже максимально возможных. «Ситуация с трафиком совпадает с нашими ожиданиями. В мировой практике снижение трафика при вводе платного режима – естественное явление. Водителям необходимо некоторое время, чтобы привыкнуть», – говорит представитель СЗКК. Он уверяет, что в последнее время наблюдается постепенное увеличение загрузки автодороги.

Почему так разнятся тарифы и кто определяет стоимость проезда? Все зависит от расположения дороги, инвесторов и модели концессионного или операторского соглашения.

Между тем, год назад практически одновременно были открыты два участка дороги М11 Москва – Санкт-Петербург. Головной участок от МКАД до Солнечногорска открывал глава администрации президента Сергей Иванов. Он пообещал, что проезд до «Шереметьево» обойдется в 100 рублей, а до Солнечногорска – в 300 рублей.

Второй участок – в обход Вышнего Волочка – открывал министр транспорта Максим Соколов. По его словам, легковым автомобилям проезд обойдется в 1,2 руб./км (88 рублей за весь участок). Участок стал платным этой осенью. Проезд по нему стоит днем 240 рублей, или 3,33 руб./км. Подавляющее большинство автомобилей платить не готовы и по-прежнему едут по бесплатной дороге через Вышний Волочек.

Несовпадение обещанных тарифов с реальными сотрудники компаний-концессионеров объясняют резким падением курса рубля и высокой инфляцией, на которую и были проиндексированы цены.

Одной из причин столь высокой стоимости проезда могут быть высокие издержки на строительство самих дорог, указывает советник юридической фирмы Dentos Илья Скрипников.

Высокая стоимость проезда по головным участкам М11 и М1 напрямую связана с рекордной стоимостью строительства на этих дорогах. 18,5 км объезда в обход Одинцова по концессионному соглашению строила «Главная дорога», подконтрольная УК «Лидер» Юрия Ковальчука. По данным компании, инвестиции составили 32,1 млрд рублей, из них непосредственно в строительство – 25 млрд рублей. 11 млрд рублей из них выделило в виде безвозвратного гранта государство, на 17,9 млрд рублей приобрели облигации близкие к «Лидеру» НПФ. Оператором участка стала связанная с «Лидером» компания «Новое качество дорог». В среднем выходит, что 1 км дороги обошелся «Лидеру» и его партнерам в 1,7 млрд рублей.

Топ-менеджер одной из компаний-концессионеров напоминает, что тарифы можно поднимать раз в год и только на величину инфляции. Поэтому сейчас, возможно, выгоднее установить максимальный тариф. Опустить плату за проезд можно всегда, а вот просто так сдвинуть максимальную планку невозможно, поясняет он.