Сообщение от аудиторской палаты Санкт-Петербурга

В Контрольном управлении Администрации Президента РФ 21 января 2016 года состоялась рабочая встреча в рамках исполнения Поручения Президента РФ Путина В.В.  № 2629 от 19 декабря 2015 года, которым он предлагает Председателю правительства РФ Д.А. Медведеву «в срок до сентября 2016 года принять меры по повышению результативности  и качества обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности».

К участию в данной встрече были приглашены Президент Аудиторской палаты Санкт-Петербурга Кузнецов А.П. и Председатель Межрегионального профсоюза аудиторов, бухгалтеров и финансовых работников Блинков Л.В. В ходе встречи были подняты вопросы, от решения которых зависит дальнейшее развитие аудиторской отрасли.

В частности Кузнецов А.П. обратил внимание на проект нового Кодекса об Административных правонарушениях (далее КоАП), в которой внесена статья 29.29, предусматривающая введение штрафных санкций для аттестованных аудиторов и аудиторских фирм за невыполнение требований Федерального закона № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» и Стандартов аудиторской деятельности.

Такая норма в КоАПе противоречит сути саморегулирования, которая базируется на принципах аттестации, стандартизации, контроля и санкций за возможные нарушения. Так в Федеральных законах №№ 315-ФЗ и 307-ФЗ уже предусмотрены такие наказания для аудиторов и аудиторских фирм, как штрафы, приостановление деятельности, исключение из профессии. Фактически нормы нового КоАПа дублируют законодательство по саморегулированию.

Именно поэтому, совершенно обоснованно, в новом КоАПе не упомянуты представители действующих в России других профессиональных СРО.

Ответственность аудитора заключается в выражении профессионального мнения на основе аудита, проведенного в соответствии с федеральными стандартами аудиторской деятельности,  при соблюдении применимых требований профессиональной этики аудиторов (этических норм), а также планирования и проведения аудита таким образом, чтобы получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность достоверна во всех существенных отношениях.

Возникает вопрос, кто кроме профессионального сообщества, т.е. аудиторов - представителей аудиторских СРО, может оценить «достаточность уверенности», полученной аудитором в ходе аудита и соблюдение им профессиональных стандартов и этики?

Именно поэтому нельзя оправдывать включение штрафов для аудиторов «зеркальностью» применения штрафных санкций к должностным лицам за непроведение обязательного аудита, поскольку это их не профессиональная, а административная обязанность.

 

Однако,  несмотря на такое очевидное противоречие, руководители всех аудиторских СРО одобрили факт включения в новый КоАП положения о штрафных санкций к аттестованным аудиторам, с чем мы никак не можем согласиться.

Кроме того, были озвучены и другие предложения по совершенствованию аудита:

Изменить принцип саморегулирования в аудиторской деятельности по аналогии с оценочной: членами СРО должны являться носители профессии – физические лица аттестованные аудиторы, поскольку только они могут обеспечить качество своей работы.

Снизить критерий по количеству членов для создания СРО аудиторов.

Исключить контрольные функции Росфиннадзора за качеством работы аудиторских фирм (двойной контроль на ряду с контролем СРО по одним и тем же основаниям) заменив их на контроль Росфиннадзора за деятельностью СРО по организации и осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторов.

Оставить за Минфином РФ только функцию по ведению реестра СРО и проверку деятельности СРО.

Полностью переформатировать работу ЕАК, как не отвечающую интересам профессии и общества.

При проведении конкурсов на аудит бухгалтерской отчетности установить весовую составляющую стоимостной оценки в размере не более 25%. Превалирующим должен быть качественный критерий как обеспечивающий общественный интерес.

Ввести общественный контроль за деятельностью Минфина РФ – регулятора в области аудиторской деятельности.

 

По результатам рабочей встречи было решено направлять все предложения по повышению результативности  и качества обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в Контрольное управление Администрации Президента РФ.