Потери в бюджете из-за формального исполнения закона об энергоэффективности

На основе анализа закупок по проведению обязательного энергетического обследования, активисты Общероссийского народного фронта выяснили, что в ряде случаев затраты на это в разы превышали типовые рыночные предложения.

В ОНФ считают, что формальное исполнение ФЗ-261 об энергоэффективности нужно прекратить, так как государство из-за этого теряет колоссальные средства.

Например, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Москвы потратил более 2,4 млн рублей на проведение комплексного энергоаудита в Богоявленском переулке (д.6, стр.2), по факту стоимость подобных услуг составляет около 600 тыс.рублей за объект.

В разных регионах страны наблюдается разный ценовой диапазон на энергоаудит. Так, например, на изготовление и  согласование энергопаспорта средней школы №546 Санкт-Петербурга планировалось потратить 254,3 тыс. рублей. А в Усть-Удинском районе Иркутской области на энергетическое обследование 12 школ – 547 тыс. рублей. Фактически же контракт был заключен в Санкт-Петербурге на 33 тыс. рублей за одну школу, а в Иркутской области – за 86 тыс. рублей за 12 школ. По мнению экспертов ОНФ, причиной ценового разброса может служить не только халатность самих заказчиков, но и не определенное точно количество измерений и порядок ценообразования при проведении энергоаудита в нормативной и методической базе.

Также активисты проверили качество уже проведенных энергообследований. Было проанализировано 255 энергетических паспортов муниципальных объектов Пензы, Белинского и Бековского районов Пензенской области. По ряду объектов не были внесены затраты на внедрение энергосберегающих мероприятий, например, по снижению потребления газа и воды. В большинстве энергопаспортов обозначены типовые энергосберегающие мероприятия: установка приборов учета, индивидуальных тепловых пунктов, промывка систем отопления, установка отражающих экранов, замена окон, внедрение энергосберегающих систем освещения - без учета особенности систем электроснабжения и режима работы различных бюджетных организаций. «Это говорит о том, что энергоаудит в большинстве случаев проводился «дистанционно» либо визуально без инструментального обследования, необходимого для оценки текущего состояния элементов энергосистем, выявления очагов потери энергоресурсов. Не предложены мероприятия на конкретные технологические процессы, оборудование», - пояснил эксперт ОНФ, член правления инфраструктурного альянса «Росинфра» Александр Борисов.