Почему падают рекламные щиты в Петербурге

В Петербурге падают рекламные щиты и дорожные указатели - количество серьезных случаев растет. Объяснение этому, как правило, одно - из-за сильного ветра. Однако эксперты уверены, что далеко не всегда дело в погодных условиях. Зачастую причиной становится безответственность установщиков конструкций.

Одно из происшествий случилось накануне Нового года в Адмиралтейском районе: на Измайловском проспекте рекламный щит упал и придавил женщину. Стенд общими силами подняли прохожие, они же помогли пострадавшей прийти в себя . За несколько дней до этого аналогичная конструкция сорвалась на Светлановском проспекте и упала на припаркованный автомобиль, а неделей ранее крупный дорожный указатель упал, практически перекрыв проезжую часть в Купчино.

Штормовой ветер - так звучала причина всех описанных случаев. Однако в Интернете быстро появились фотографии вырванного «с корнем» дорожного знака с купчинской улицы, на которых отчетливо видно: конструкция была почти не закреплена, а попросту вкопана в землю. Так что погода в данном случае оказалась лишь соучастницей некачественно выполненной работы.

«Дело действительно было в халатности. Подрядчик недостаточно укрепил основания указателя, и поэтому его, конечно, снесло. Причем там ведь упала не одна конструкция, а еще несколько знаков, стоящих рядом. В итоге их переустанавливали по нормам за счет компании, проводившей работы, - рассказывает руководитель петербургской общественной организации «СПб. Авто» Святослав Данилов.

Для установки указателей существуют нормативы. При этом, кроме стандартов высоты и видимости конструкции, там указаны пункты с поправкой на «погодные условия», оговаривающие, насколько укрепленным должен быть столб. Они-то и должны быть особенно учтены установщиками в таком ветреном городе, как Санкт-Петербург. Но на практике это, к сожалению, происходит не всегда: шатающиеся светофоры или выгнутые знаки - зрелище для города нередкое. Жаловаться на подозрительные конструкции эксперты предлагают в профильные общественные организации или в дирекцию по организации дорожного движения.

Что же касается рекламных щитов, то здесь дело обстоит сложнее. По словам специалистов, слабый контроль над рекламным рынком приводит к хаосу - многие баннеры в городе являются абсолютно бесхозными. А закона, по которому по окончании срока аренды щит должен быть демонтирован, сегодня нет.

«По сути, поставить рекламный щит может любой, особенно если речь идет о каких-нибудь полях на выезде из города. В таком случае он может стоять годами совершенно безнаказанно, пока на него кто-нибудь не пожалуется, или опять же он на кого-нибудь не упадет. Специальной службы, которая бы время от времени объезжала город и контролировала состояние таких конструкций, не существует. Хотя это не так сложно, - комментирует организатор движения «Питер без рекламы» Александр Минаков.

Отказаться от крупной наружной рекламы власти города не намерены, хотя разговоры об этом ведутся уже несколько лет. В пример приводится мировая практика, где количество баннеров, угрожающих пешеходам и водителям, сводится к минимуму.

Напомним, что несколько лет назад в Петербурге этот вопрос пробовали решить на законодательном уровне. В 2013 году городские депутаты обращались к губернатору с просьбой демонтировать незаконные рекламные носители, опасные для жизни. По словам парламентариев, тогда таковых насчитывалось как минимум 100, и все они были с истекшими договорами на эксплуатацию. Трагическим поводом послужил упавший на маршрутку баннер.

Сегодня, по данным комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, работа в этом направлении ведется. Так, в ноябре было выявлено 362 нарушения, а сумма штрафов за незаконно установленные объекты составила более 8 млн рублей. По словам специалистов, на самом деле нарушений гораздо больше, а помочь в устранении опасных конструкций могут горожане, обращаясь на горячую линию Комитета по печати или в общественные сервисы.