Как «Лахта центр» может стать тлеющей свечой

Ростехнадзор выявил массовые нарушения требований пожарной безопасности при выполнении работ по возведению «Лахта центра»: ни на одном из 30 возведенных этажей башни не выполнены работы по огнезащите несущих металлоконструкций, нет аварийной сигнализации и автономных систем пожаротушения. По словам экспертов, без огнезащитной обработки жить башне при большом пожаре - не больше 15 минут

В начале июля по всем городским информагенствам с подачи руководства АО «МФК «Лахта центр» прокатилась заметка о том, что небоскреб «Газпрома» достиг высоты 147 метров и официально стал самым высоким зданием в Петербурге. В пресс-службе центра отметили высочайшие темпы производства работ: чтобы уложиться в регламентированные сроки (до 2018 года) 6 тысяч рабочих в три смены строят один этаж в день. Всего 462-метровая башня будет насчитывать 86 этажей.

Однако в этот дикий стахановский забег газового монополиста к будущей штаб-квартире вмешалось Северо-Западное управление Ростехнадзора, которое посчитало, что в погоне за сроками не стоит забывать о строительных нормах и правилах безопасности и превращать объект в братскую могилу для сотен строителей. Так, к 5 июля управление закончило две проверки в отношении застройщика АО «МФК «Лахта центр» и турецкого генподрядчика ЗАО «Ренейссанс констракшн» по соблюдению требований законодательства о градостроительной деятельности, обязательных норм и правил при строительстве доминанты. Проверка выявила 6 нарушений, допущенных АО «МФК «Лахта центр», и 25 нарушений, допущенных турецкими строителями.

Среди самых серьезных - неисполнение п. 375 Правил противопожарного режима (утверждены постановлением кабмина № 390), который говорит о том, что работы по огнезащите несущих металлоконструкций (балки, колонны) должны осуществляться одновременно с возведением здания. Между тем к моменту проверки высота здания составляла уже 114 метров, было возведено 24 этажа (на данный момент уже 30 этажей в металлоконструкциях), но ни на одном из них работы по огнезащите не выполнены. Напомним: стройка идет в два этапа - возведение железобетонного ядра, а вокруг него монтируются наружные этажи башни из металлоконструкций.

По словам экспертов, речь идет об очень серьезном нарушении, ведь отсутствие огнезащиты на металлоконструкциях может привести к катастрофе. «Технологии созидания идут впереди технологий спасения. Указанное 390-е постановление - это попытка надзорных органов среагировать на развитие строительных технологий», - объясняет президент ГК «Городской центр экспертиз» Александр Москаленко.

По его словам, требование о нанесении огнезащиты одновременно со строительством здания существует не просто так. Первая причина - в ходе строительства несущие металлоконструкции чаще всего скрываются за фасадом, облицовкой и т.д. и обработать их постфактум не получится. «Второй момент - как раз наш случай. Представьте: я построил здание до середины - и вдруг у меня пожар на первом этаже. Металл начинает деформироваться, и вся конструкция грозит обрушиться. Это потеря самого объекта и, пожалуй, большей части рабочих. Отсюда попытка введение безопасности с самого начала», - говорит эксперт.

По данным портала «Общественный контроль», «Ренейссанс констракшн» несколько раз заявлял заказчику кандидатов на роль субподрядчика на выполнение этих работ и, разумеется, давно бы их завершил, но руководство «Лахта центра» по неизвестным причинам раз за разом отказывало строителям в согласовании подряда.

Отношения «Лахта центра» со своим генподрядчиком - не самые простые. Еще в прошлом году в интервью газете «Коммерсант» исполнительный директор проекта «Лахта центр» Александр Бобков рассказывал, что компания не вполне довольна турецкими строителями, которых начало лихорадить в кризис. Как следствие - компания выбрала особую схему контрактования работ: большими, но отдельными «пакетами», последний раз такой контракт с генподрядчиком подписывался в ноябре 2015 года.

Впрочем, есть очевидные нарушения, которые целиком и полностью на совести самой «Ренейссанс констракшн». Так, по данным Ростехнадзора, компания провалила проверку на комплекс мер по пожарной безопасности.