Господдержку автопрома в 2016 году увеличат до 50 млрд рублей

Объемы поддержки российского автопрома в 2016 году могут быть увеличены с 43 млрд примерно до 50 млрд рублей, заявил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович журналистам в среду в Тольятти. При этом российские продажи новых автомобилей в октябре снизились на 40%.

Услугами госпрограмм, на которые в этом году было потрачено почти такое же количество средств, воспользовалось более 30% покупателей новых машин в России. Наиболее востребованы оказались бюджетные корейские иномарки. Эксперты уверены, что в новом году тренд продолжится, а банки уже предлагают специальные условия на отечественную новинку Lada Vesta.

По оценке Аркадия Дворковича, вложение в автопромышленность в 2015 году 43 млрд руб. позволило сдержать падение рынка примерно на 10% и не допустить катастрофического обвала продаж. Так, без господдержки рынок мог просесть сразу на 50%. Однако финансовые вливания позволили снизить негативное воздействие кризиса, и российские продажи новых автомобилей в октябре снизились на 40%.

Отметим, что в 2016 году планируется также индексировать утилизационный сбор для производителей автомобилей. Сейчас базовая ставка сбора на новые легковые автомобили составляет 20 тыс. руб. Производитель закладывает их в стоимость машины.

Согласно данным Минпромторга, по состоянию на 25 ноября объем продаж в рамках программ стимулирования спроса, включая программы обновления парка, льготного автокредитования и льготного лизинга, составил 482 тыс. автомобилей.

В итоге получается, что 30% проданных машин из прогнозируемых 1,6 млн проданных единиц в 2015 году будут куплены с помощью государства.

Реальные располагаемые доходы населения упали, потребительский спрос сократился, и в первую очередь люди начинают экономить на покупке новых машин, считают эксперты.

Кроме того, и банки, которые пересмотрели свои риск-менеджмент-модели, существенно сократили направление автомобильного кредитования, некоторые из них вообще от этого отказались.

Эксперт «Алор Брокер» Кирилл Яковенко, напротив, полагает, что применение таких мер, как субсидирование, искажает информационные потоки между предприятиями и потребителями. В конечном итоге это приводит к неэффективному расходованию средств.

«То, что достается даром, не ценится, - говорит Кирилл Яковенко - «АвтоВАЗ», получающий гигантскую помощь от государства, занимает всего около 15-16% российского рынка. В то время как некоторые европейские концерны могут похвастаться примерно 10% рынка, при этом они не только не получают субсидий, но и ограничиваются заградительными таможенными пошлинами. В результате основная конкуренция российского автопрома с зарубежным разворачивается в эконом-сегменте, в автомобилях стоимостью до 600 тыс. руб., а все, что дороже, - отдается на откуп зарубежным производителям».

Эксперт акцентирует внимание на том, что выделяемые 50 млрд руб. платятся из поступающих налогов россиян.

«На самом деле это мы с вами спонсируем отечественный автопром, - считает Кирилл Яковенко. - И эта поддержка только затягивает неэффективное хозяйствование отечественных производителей. Я думаю, что через два-три года спрос на иномарки вернется к нормальному уровню вместе с уровнем зарплат россиян, и тогда, к примеру, Lada Vesta, Largus и другие бюджетные автомобили не смогут привлечь низкой ценой и доступностью автозапчастей. Будет спрос на автомобили дорогие и качественные».

Директор по развитию автокредитования Локо-Банка Андрей Ермаков уверен, что поддержка государством автомобильной промышленности, конечно, необходима и в 2016 году. При этом на восстановление рынка автомобилей может потребоваться не один год.

«Увеличение объемов поддержки говорит о том, что будет увеличиваться спрос на модели автопроизводителей, локализованных на территории России», - сказал Андрей Ермаков.

Отметим, что, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), в октябре 2015 года продажи на российском авторынке сократились на 38,5 %, или на 81 407 штук, по сравнению с октябрем 2014 года и составили 129 958 автомобилей. Всего за январь - октябрь 2015 года было продано 1 322 681 автомобиль.