Госконтракты без конкурса - новые условия для коррупционных схем

Инициатива Минэкономразвития России, предполагающая передачу права регионам самим назначать единственных поставщиков, которые ранее заключили специальный инвестиционный контракт, – мера неоднозначная, поэтому ее необходимо всесторонне изучить, прежде чем внедрять в практику. Об этом заявил руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки» Антон Гетта.

Минэкономразвития РФ предлагает предоставить регионам право назначать единственным поставщиком предприятия, которые заключили специальный инвестиционный контракт с государством, пишут «Ведомости». Ведомство собирается расширить круг претендентов на контракт без конкурса, снизив в пять раз, до 1 млрд рублей, минимальный размер инвестиций в региональный проект, а для федеральных контрактов – до 3 млрд. рублей. Другое условие - продукция не должна иметь аналогов в России.

Антон Гетта отметил, что с точки зрения повышения прозрачности и эффективности государственных закупок данная инициатива вряд ли может быть конструктивной, поскольку только конкурсные процедуры предполагают наличие конкуренции со стороны всех участников закупок. «Да, здесь тоже много проблем, связанных с коррупционными сговорами, но их можно довольно эффективно решать через инструменты общественного контроля, контролирующие органы. Но закупки у единственного поставщика без конкурса несут в себе гораздо больший коррупционный потенциал. Мы часто это видим на примере государственных и муниципальных предприятий (МУПы и ГУПы), которые, маскируя закупки у единственного поставщика под «иными неконкурентными способами» госзакупок, часто проводят непрозрачные, неэффективные и неэкономные закупки», – считает руководитель проекта Общероссийского народного фронта «За честные закупки».

По его словам, передача одному субъекту предпринимательства эксклюзивного доступа к госзаказу, пусть и выполнившего требования инвестиционного контракта, – инициатива довольно рискованная, которую необходимо подробно обсудить в экспертном сообществе в области госзакупок, прежде чем говорить о реальных изменениях в законе о контрактной системе.