Решение от 31 мая 2017 г. №

Тема налогового спора:
Процедура и сроки проведения выездной налоговой проверки
Вид налога:
Все налоги
Статьи налогового кодекса:
Статья 89, Статья 100
Налоговый орган, вынесший решение:
Центральный аппарат ФНС России
Результат рассмотрения:
решение нижестоящего налогового органа оставлено в силе

 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Общий срок приостановления выездной налоговой проверки составил 5 месяцев 29 календарных дней. Направление копии решения о продлении выездной налоговой проверки не противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации. Акт выездной налоговой проверки направлен с приложениями, что подтверждается реестром и квитанцией ФГУП «Почта России» о принятии к отправке бандероли.

Позиция налогоплательщика: Инспекцией необоснованно допускались длительные приостановления проведения выездной налоговой проверки без достаточных на то оснований, в результате чего общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки превысил 6 месяцев. Кроме того, решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки не было направлено в надлежащем виде, а акт выездной налоговой проверки направлен по почте без приложений за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации.

Результат рассмотрения: решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменений

Федеральной налоговой службой получено интернет - обращение открытого акционерного общества «Х» (далее – Общество, Заявитель, ОАО «Х») от 07.04.2017, содержащее жалобу на действия должностных лиц Межрайонной ИФНС России (далее – Инспекция).
В жалобе Заявитель указывает, что Инспекцией неоднократно нарушались права Общества в части сроков проведения выездной налоговой проверки Заявителя, а также порядка и сроков приостановления проведения выездной налоговой проверки ОАО «Х». По мнению Общества, Инспекцией необоснованно допускались длительные приостановления проведения выездной налоговой проверки без достаточных на то оснований, в результате чего общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки превысил 6 месяцев.
Заявитель отмечает, что извещался Инспекцией о принятии решений о приостановлении и возобновлении проведения выездной налоговой проверки с нарушением законодательства о налогах и сборах.
Кроме того, Общество сообщает, что в адрес ОАО «Х» решение от 18.08.2016 о продлении срока проведения выездной налоговой проверки (далее – решение от 18.08.2016) в надлежащем виде не было направлено, что является нарушением законодательства о налогах и сборах и свидетельствует о завершении выездной налоговой проверки 18.08.2016. Следовательно, справка о проведенной выездной налоговой проверке (далее – справка) должна быть вручена Обществу 18.08.2016. Однако указанная справка Заявителю не вручена.
Также в жалобе ОАО «Х» указывает, что акт выездной налоговой проверки от 21.12.2016 (далее - Акт) в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) направлен по почте без приложений за пределами срока, установленного Кодексом, и в отсутствие доказательств об уклонении Общества от его получения.
Заявитель отмечает, что не оспаривает наличие у должностных лиц Инспекции соответствующих прав  в ходе проведения выездной налоговой проверки. Вместе с тем, ОАО «Х» указывает на необходимость установления наличия оснований для вынесения Инспекцией соответствующих решений, которые привели к нарушению прав Заявителя.
Федеральная налоговая служба, рассмотрев жалобу Общества, исследовав и оценив материалы, представленные Управлением, сообщает следующее.
Выездные налоговые проверки проводятся в соответствии с положениями статьи 89 Кодекса.
В соответствие с пунктом 6 статьи 89 Кодекса выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.
Согласно пункту 9 статьи 89 Кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки, в том числе для истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса.
Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку. Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев.
При этом положениями Кодекса не установлен порядок и срок направления налогоплательщику решений о приостановлении (возобновлении) проведения выездной налоговой проверки.
Как следует из материалов, представленных Управлением, 22.12.2015 Инспекцией вынесено решение о проведении выездной налоговой проверки Общества по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов за период с 31.01.2013 по 31.12.2014.
В период проведения выездной налоговой проверки ОАО «Х» Инспекцией принято решение от 24.12.2015 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки, в соответствии с которым проведение выездной налоговой проверки приостановлено с 24.12.2015 в связи с необходимостью истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса у контрагентов Заявителя. Указанное решение направлено Инспекцией 30.12.2015 по почте заказным почтовым отправлением по адресу места нахождения Общества, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, и получено лично директором Общества 16.01.2016, о чем свидетельствует уведомление о вручении.
Решением от 30.05.2016 проведение проверки возобновлено с 31.05.2016. Указанное решение направлено Обществу 30.05.2016 по телекоммуникационным каналам связи (далее – ТКС) и получено им 01.06.2016, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Также указанное решение направлено Инспекцией 10.06.2016 по почте заказным почтовым отправлением в адрес Общества и согласно данным сайта ФГУП «Почта России» почтовое отправление получено адресатом 25.06.2016.
Решением от 11.07.2016 о приостановлении проведения выездной налоговой проверки проведение проверки приостановлено с 11.07.2016 в связи с необходимостью истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 Кодекса у контрагента Заявителя. Указанное решение направлено в адрес Общества Инспекцией 04.08.2016 по почте заказным почтовым отправлением курьерской службой.
Решением от 02.08.2016 проведение проверки возобновлено с 02.08.2016. Указанное решение направлено Инспекцией 15.08.2016 по почте заказным почтовым отправлением в адрес Общества и согласно информации, содержащейся на сайте ФГУП «Почта России», почтовое отправление получено 26.08.2016.
Общий срок приостановления выездной налоговой проверки составил 5 месяцев 29 календарных дней.
Таким образом, Инспекцией соблюдены требования пункта 9 статьи 89 Кодекса.
Кроме того, учитывая, что Кодекс не содержит положений, регламентирующих срок направления налогоплательщику решений о приостановлении (возобновлении) проведения выездной налоговой проверки, ФНС России считает, что довод Заявителя о нарушении Инспекцией срока извещения Общества о принятии решений о приостановлении и возобновлении проведения выездной налоговой проверки является необоснованным.
В отношении довода Заявителя о том, что в адрес ОАО «Х» решение от 18.08.2016 в надлежащем виде не было направлено, что свидетельствует о завершении выездной налоговой проверки 18.08.2016, а также довода о невручении справки Обществу ФНС России сообщает следующее.
Форма решения о продлении срока проведения выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2007 № ММ-3-06/281@. Указанной формой решения о продлении срока выездной налоговой проверки предусмотрено ознакомление с ним налогоплательщика.
Вместе с тем, положениями Кодекса не регламентирован способ ознакомления налогоплательщика с решением о продлении срока проведения выездной налоговой проверки, а также Кодексом не предусмотрена обязанность налогового органа по направлению оригинала указанного решения в адрес налогоплательщика.
Таким образом, лицо, в отношении которого принято решение о продлении срока проведения выездной налоговой проверки, может быть ознакомлено с таким решением лично под роспись или иным способом, в частности, путем направления копии указанного решения в адрес Общества по почте заказным письмом или с использованием ТКС.
Документом, свидетельствующим о завершении проверки, является справка о проведенной проверке, которая составляется в последний день проведения выездной налоговой проверки и фиксирует предмет проверки и сроки ее проведения (пункт 15 статьи 89 Кодекса).
Как следует из материалов жалобы, копия решения от 18.08.2016 направлена Обществу 22.08.2016 по ТКС и получена Заявителем 26.08.2016, что подтверждается извещением о получении электронного документа. Кроме того, копия решения от 18.08.2016 направлена Инспекцией 31.08.2016 по почте заказным почтовым отправлением в адрес ОАО «Х» и получено адресатом 07.09.2016, о чем свидетельствует подпись директора Общества.
Учитывая изложенное, ФНС считает, что ознакомление Общества с решением о продлении выездной налоговой проверки путем направления в его адрес копии указанного решения не противоречит положениям Кодекса.
Согласно информации, представленной Управлением, справка о проведенной выездной налоговой проверки от 21.10.2016 направлена в адрес ОАО «Х» по почте курьерской службой 25.10.2016, что подтверждается реестром отправки корреспонденции с подписью представителя курьерской службы. Кроме того, указанная справка также направлена Обществу 24.10.2016 по ТКС и получена Заявителем 27.10.2016, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Следовательно, довод Заявителя о том, что выездная налоговая проверка окончена 18.08.2016, не соответствует фактическим обстоятельствам.
В отношении довода Заявителя о том, что Акт направлен по почте без приложений за пределами установленного Кодексом срока и при отсутствии доказательств об уклонении Общества от его получения, ФНС России сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса по результатам выездной налоговой проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной налоговой проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки.
Согласно пункту 2 статьи 100 Кодекса акт налоговой проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его представителем).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 100 Кодекса к акту налоговой проверки прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются. Документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок.
Пунктом 5 статьи 100 Кодекса предусмотрено, что акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).
В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 1 статьи 100 Кодекса 21.12.2016 по результатам выездной налоговой проверки составлен акт выездной налоговой проверки.
Согласно информации, представленной Управлением, 28.12.2016, то есть в срок, установленный пунктом 5 статьи 100 Кодекса, в адрес Заявителя Инспекцией направлен Акт с приложением на 74 листах, что подтверждается реестром, содержащим перечень документов с указанием количества листов приложений               (74 листа), а также квитанцией ФГУП «Почта России» от 28.12.2016 о принятии к отправке бандероли.
Как следует из информации, содержащейся на сайте ФГУП «Почта России», почтовое отправление получено адресатом 10.01.2017.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Акт направлен в адрес Общества без приложений и за пределами установленного Кодексом срока не соответствует фактическим обстоятельствам.
При этом выбранный налоговым органом способ вручения Акта – направление по почте − сам по себе не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества на получение этих документов и представление возражений на Акт проверки.
Согласно информации, представленной Управлением, Обществом 13.02.2017 и 16.02.2017 представлены возражения на Акт. Рассмотрение материалов проверки и возражений состоялось 21.02.2017 с участием представителя Общества по доверенности, а также директора ОАО «Х», что подтверждается протоколом рассмотрения материалов налоговой проверки от 21.02.2017.
Таким образом, Инспекцией обеспечена возможность Заявителя участвовать в процессе рассмотрения материалов выездной налоговой проверки и представить возражения.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки Инспекцией вынесено решение от 24.04.2017 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Учитывая изложенное, Федеральная налоговая служба, руководствуясь статьей 140 Налогового кодекса Российской Федерации, оставляет жалобу открытого акционерного общества «Х» без удовлетворения.