Решение от 15 сентября 2017 г. № СА-4-9/18464@

Тема налогового спора:
Представление налогоплательщиком в налоговый орган пояснений в электронном виде в установленный срок
Вид налога:
Все налоги
Статьи налогового кодекса:
Статья 88, Статья 129.1
Налоговый орган, вынесший решение:
Центральный аппарат ФНС России
Результат рассмотрения:
решение нижестоящего налогового органа отменено

 

Позиция налогового органа, ненормативные акты, действия (бездействия) которого обжалуются: Обществом не представлены пояснения по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@, в установленный срок.
Позиция налогоплательщика: По мнению Общества, с учетом своевременно представленных пояснений в формате PDF, незначительный промежуток времени (менее суток) нарушения срока предоставления пояснений по установленному формату не мог повлиять на осуществление Межрегиональной инспекцией контрольных функций.
Результат рассмотрения: решение нижестоящего налогового органа отменено

Федеральной налоговой службой получены жалобы акционерного общества «Х» (далее – АО «Х», Заявитель, Общество, налогоплательщик) от 11.07.2017 на решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам (далее – Межрегиональная инспекция, налоговый орган) от 27.06.2017 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации) (далее – Решения).
Вышеуказанными Решениями Общество в порядке статьи 101.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, за непредставление АО «Х» в налоговый орган пояснений в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса в виде взыскания штрафа в общем размере 1 250 рублей, с учетом положений пункта 1 статьи 112 Кодекса.
Заявитель обратился с жалобами в Федеральную налоговую службу, в которых просит отменить Решения Межрегиональной инспекции по следующим основаниям.
АО «Х» в жалобах указывает, что пояснения были представлены Обществом в установленный срок в электронном виде в формате PDF, а не по формату, установленному Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ «Об утверждении формата представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме» (далее – Приказ ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@).
Заявитель отмечает, что на следующий день после срока, установленного в требованиях о предоставлении пояснений, ответ на требования в установленном формате был направлен АО «Х» в Межрегиональную инспекцию.
По мнению Общества, с учетом своевременно представленных пояснений в формате PDF, незначительный промежуток времени (менее суток) нарушения срока предоставления пояснений по формату не мог повлиять на осуществление Межрегиональной инспекцией контрольных функций.
Федеральная налоговая служба, изучив доводы Заявителя, изложенные в жалобах, оценив и исследовав материалы и информацию, представленные Обществом и Межрегиональной инспекцией, установила следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса, налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 23 Кодекса налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.
Пунктом 2 статьи 87 Кодекса установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
На основании пункта 1 статьи 88 Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Налогоплательщики, на которых Кодексом возложена обязанность представлять налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, при проведении камеральной налоговой проверки такой налоговой декларации представляют пояснения, предусмотренные настоящим пунктом, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. При представлении указанных пояснений на бумажном носителе такие пояснения не считаются представленными.
Согласно пункту 1 статьи 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных пунктом 3 статьи 88 Кодекса пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.
Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@ утвержден формат представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме.
Из Решений следует, что в Межрегиональную инспекцию Обществом 28.03.2017 была представлена уточненная (корректировка № 1) налоговая декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2016 года, 30.03.2017 была представлена уточненная (корректировка № 1) налоговая декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2016 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса, в ходе камеральных налоговых проверок в адрес АО «Х» направлены требования от 04.04.2017 о представлении пояснений.
Требования от 04.04.2017 отправлены Межрегиональной инспекцией в электронном виде 05.04.2017 и получены АО «Х» по телекоммуникационным каналам связи 06.04.2017.
Таким образом, срок для представления Обществом пояснений истекает 13.04.2017.
Из Решений следует, что истребуемые пояснения АО «Х» были представлены в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи 13.04.2017 в формате PDF, что не соответствует формату представления пояснений к налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, утвержденному Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@.
После выявления и исправления ошибок Обществом 14.04.2017 были представлены пояснения в установленном формате согласно Приказу ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@.
Таким образом, в установленный срок (13.04.2017) пояснения по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@, АО «Х» не были представлены.
Следовательно, по мнению Межрегиональной инспекции, данные пояснения считаются не представленными в налоговый орган, и Общество подлежит привлечению к ответственности, в соответствии с пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, за непредставление пояснений в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота по формату, утвержденному Приказом ФНС России от 16.12.2016 № ММВ-7-15/682@.
Вместе с тем, Федеральная налоговая служба считает данный вывод Межрегиональной инспекции необоснованным в связи с нижеследующим.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, является неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которое в соответствии с Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу.
АО «Х» своевременно представлены пояснения в ответ на требования от 04.04.2017.
В соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса пояснения не считаются представленными при представлении указанных пояснений на бумажном носителе.
Следовательно, положения статей 88, 129.1 Кодекса не содержат указание на то, что, если пояснения представлены в электронном виде, но не по формату, установленному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, такие пояснения не считаются представленными.
С учетом вышеизложенного, привлечение АО «Х» к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса, за непредставление в налоговый орган пояснений в соответствии с пунктом 3 статьи 88 Кодекса, в виде взыскания штрафа в общем размере 1 250 рублей, является неправомерным.
На основании изложенного Федеральная налоговая служба, руководствуясь пунктом 3 статьи 140 Налогового кодекса Российской Федерации, отменяет решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам от 27.06.2017 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации).