Брэнды в гостиничном бизнесе

С какой целью гостиницы становятся участниками сетевого операторского бизнеса? Среди таких причин - широкое международное признание, привлекающее корпоративных клиентов, в том числе зарубежных,  гарантированный уровень обслуживания, подкрепляемый стандартами гостиничной марки, присоединение к корпоративным системам резервирования, повышение эффективности бизнеса (гостиницы, имеющие сильную торговую марку, часто имеют более устойчивые позиции на рынке, чем независимые объекты), решение вопросов подбора и обучения персонала за счет корпоративных тренинговых программ, присутствие оператора повышает привлекательность гостиницы при ее продаже.
Есть и еще одна, может быть самая важная причина – привлечение оператора является обязательным условием при кредитовании проекта строительства или реконструкции гостиницы иностранным кредитором на значительно более привлекательных условиях, чем кредитование на внутреннем рынке.

В среднесрочной перспективе операторы, как предполагается, расширят сферу своего присутствия в России - как географически (в регионах), так и в отношении рыночных сегментов. Предполагается, что под профессиональное управление международных операторов перейдут не только гостиницы верхнего сегмента рынка, но и более демократичные отели среднего класса. Эта тенденция уже проявилась экспансией компании Wenaas на рынок отелей среднего класса Санкт-Петербурга, Москвы и Мурманска, которые эксплуатируются под брендом Park Inn.

Сейчас, правда, эти процессы приостановились в связи со снижением тур потока из стран – традиционных поставщиков туристов, прежде всего, европейских, но, очевидно, такое положение дел не навсегда и возврат к традиционным рынкам состоится.

В связи с этим, полезно проанализировать состояние и перспективы брэндового гостиничного рынка России. И начать надо, наверное, с некоторых цифр. Доля брэндовых отелей в Северной Америке – 66%, в Восточной Азии – 75%, Европе – 24%.
В Европе наибольшие доли брэндовых отелей в Великобритании – 42%, Франции – 39%, Испании – 36%, Германии – 31%,
В России – 2% брэндовых отелей.

Хочется обратить внимание на самую значительную долю сетевых отелей в Восточной Азии. При ближайшем рассмотрении оказывается, что такое положение дел сложилось в результате китайской политики, которую они осуществили перед вступлением страны в ВТО.
Всего за несколько лет операторские компании Китая вошли в список крупнейших мировых операторов и мотивом к этому стали достаточно прагматичные соображения ограничения экспорта капитала – гонораров за услуги управления и создание своей аналогичной сферы экспорта услуг управления.

Если спроектировать эти тенденции на российский рынок, то надо отметить, что прогнозы развития туризма и гостиничного бизнеса в нашей стране, при восстановлении экономики и доходов населения и нормализации отношений с остальным миром, довольно позитивны. По оценке WTTC (Всемирный совет по туризму) ежегодный рост доли туризма в ВВП России составит 5,1%. При этом, количество гостиничных номеров с сегодняшних чуть меньше 14 тыс. (0,1 номер на 1000 жителей при среднеевропейском показателе более 14 номеров на 1000) будет пропорционально расти.

Что же побудило Китай так мощно войти на рынок операторских услуг? Все оказывается довольно просто. Стоимость услуг управления составляет от 6 до 10% от выручки от продажи номеров. При стабильном росте доли брэндовых отелей и отсутствии ограничений на экспансию иностранного управленческого бизнеса при вступлении в ВТО произойдет наращивание вывоза капитала при оплате услуг управления. Поэтому они создали собственные операторские компании, которые замкнули на себя значительную долю этого финансового потока.

Все те же соображения должны были подвигнуть наши власти к созданию необходимых условий для развития национального операторского бизнеса и не только в гостиничном управлении, но и в управлении событиями, аэропортами, ресторанами и т.д. Ведь, только по гостиничному бизнесу, при среднем росте количества отелей, оплата услуг управления к 2020 году составит около 2 млрд. долл. США.

Как же обстоят дела у нас сейчас и что нужно сделать для исправления ситуации? У нас такие сети представлены пока очень небольшим количеством отелей, объединенных в сети Амакс, Юмако, Азимут, Туррис и некоторые другие. Самое большое объединение – Бэст Истерн – предлагает, практически, только услуги маркетинга. Что обеспечило такое бурное развитие сетей в США и Европе? Тоже простые соображения организации финансовых потоков и с помощью связанного с привлечением известного оператора европейского или американского кредитования (которое для нашего рынка является очень существенным аргументом) и с помощью собственно оплаты услуг управления.

Технологии управления гостиничным бизнесом и соответствующие кадры у нас давно уже есть – многие наши сограждане получили хороший опыт, работая в первоклассных гостиничных компаниях-операторах. Дело за осознанием людьми, принимающими решения, важности поощрения экспортоориентированного, не сырьевого бизнеса пока этот рынок не оказался поглощен нашими, надеюсь, в скором будущем, конкурентами.