Есть мнение

12.05.2017 в Архангельское УФАС России поступило обращение прокуратуры города Архангельска с просьбой проверить утвержденное постановлением Администрации МО «Город Архангельск» от 14.12.2016 № 1421 Положение «Об электронном билете для оплаты проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования МО «Город Архангельск» на соответствие антимонопольному законодательству. По мнению прокуратуры, пункт 2.3.2 данного Положения, обязывающий перевозчика обеспечить транспортные средства терминалами оплаты за свой счет, необоснованно препятствует осуществлению деятельности перевозчиков, так как устанавливает не предусмотренные законодательством РФ требования к ним, а также создает дискриминационные условия, т. е. нарушает пп. 2, 8 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

По итогам рассмотрения обращения прокуратуры города Архангельска Управление не усмотрело в действиях Администрации МО «Город Архангельск» нарушений антимонопольного законодательства. Вот почему это произошло.

Статья 15 Закона о защите конкуренции запрещает органам власти и местного самоуправления принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, для признания пункта 2.3.2 Положения противоречащим требованиям антимонопольного законодательства необходимо, чтобы требование об использовании перевозчиками валидаторов противоречило законодательству, а также распространялось не на всех подряд.

По мнению Архангельского УФАС России (которое, конечно же, не является истиной в последней инстанции и может заблуждаться), в рассматриваемом случае все не так.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок», законодательство РФ в области организации регулярных перевозок состоит из ГК РФ, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ.

Согласно части 2 статьи 2 указанного Закона, отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Частью 3 статьи 2 Закона № 220-ФЗ предусмотрено, что отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в частях 1 и 2 настоящей статьи, регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Именно таким актом является постановление Администрации МО «Город Архангельск» от 14.12.2016 № 1421, утвердившее рассматриваемое Положение.

В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Закона от 06.10.2003 № 131‑ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относится создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа.

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления издают муниципальные правовые акты (статья 17 № 131-ФЗ).

Учитывая, что рассматриваемый вопрос не урегулирован на федеральном и региональном уровнях, Администрация МО «Город Архангельск», реализуя полномочия по принятию муниципальных правовых актов, постановлением от 14.12.2016 № 1421 утвердила Положение «Об электронном билете для оплаты проезда в городском пассажирском транспорте общего пользования МО «Город Архангельск».

Пунктом 2.3.2 Положения, обязывающий перевозчика, помимо прочего, обеспечить транспортные средства терминалами оплаты, регулируют правоотношения по оказанию услуг населению и содержит общие требования к выполнению определенной работы по перевозке пассажиров.

В данном случае требования к оборудованию транспортных средств, участвующих в осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, закрепляют одинаковые условия к определению вида и способа оплаты проезда, и, следовательно, не могут рассматриваться как создающие дискриминационные условия и нарушающие требования антимонопольного законодательства.

Кроме того, в представленных договорах на осуществление регулярных пассажирских перевозок на территории МО «Город Архангельск» прямо предусмотрена обязанность перевозчиков обеспечить неукоснительное соблюдение действующего законодательства в сфере пассажирских автотранспортных перевозок (пункт 2.2.6).

Перечисленные выкладки, по мнению Архангельского УФАС России, свидетельствуют об отсутствии нарушений со стороны властей города Архангельска.

Согласятся ли с такой оценкой действий Администрации МО «Город Архангельск» архангельские перевозчики и городская прокуратура или пойдут в арбитражный суд — покажет время.