
Журнал «Конкуренция и рынок» февраль 2009 №1 (41) | Татьяна Никанорова, Леонид Дружинин
Может ли дух предпринимательства передаваться на генетическом уровне? Специалисты по высшей нервной деятельности и физиологии отвечают утвердительно, крупнейший предприниматель XX века – премьер-министр Сингапура Ли Куан Ю также подтвердил обнаруженную закономерность, что раз появившийся дух предпринимательства можно при желании восстановить. Жители маленького городка Мышкина в Ярославской области демонстрируют живучесть духа предпринимательства.
Известно – город Мышкин на берегу Волги существовал еще в XI–XIII веках, но в 1238 году был уничтожен татарами. Заново Мышкин был отстроен как село. В XV–XVII веках земли вокруг Мышкина принадлежали князьям Шуморовским, Ушатым, Юхоцким, Мезецким, Мстиславским, а позже – московскому Чудову монастырю. В 1551 году город стал опорным пунктом русских войск при взятии Казани.
Близость волжских порогов, среди которых выделялись сложностью прохождения судов Мышкинские ворота, позволила предприимчивым мышкинцам освоить лоцманское ремесло и благодаря ему неплохо зарабатывать на проводке купеческих судов.
По административной реформе Екатерины II к Мышкину в 1777 году вернулся городской статус, в 1778 г. появился герб с ярославским медведем в верхней части и мышкой в нижней, а в 1780 г. разработан план его застройки. Квартальная структура города в основном сохранилась до наших дней.
В XIX веке Мышкин расцветал. Однако пришедшим к власти в 1917 году коммунистам не был нужен Мышкин как культурный центр, и они принялись уничтожать все, что было создано до них. В 1927 году Мышкин второй раз за свою многовековую историю утратил городской статус и был превращен в село Мышкин. В 40-х годах XX века при строительстве Рыбинского водохранилища и затоплении обширных земель треть Мышкина ушла под воду. От окончательного запустения город спасло строительство в 1969 году компрессорной станции Севергазпрома.
По мнению историков, события XX столетия должны были стереть Мышкин с лица земли, а лихие 90-е годы того же века лишь закрепить результат. Ничто не предвещало возвращения веселья к жителям городка, которому большевики уготовили судьбу многих других «бесперспективных» деревень, сел и городков. Почему все в одночасье переменилось? В город Мышкин потянулись туристы, да в таком количестве, что все жители включились в увлекательное обслуживание своих гостей.
Вытащить из забвения городок оказалось по силам нескольким энтузиастам-краеведам и любителям русской истории. Началось с малого, но самого главного. Мышкинцы решили сами, без одобрения чиновников из высоких кабинетов Минкульта, вспомнить славную и жизнерадостную историю своего городка и всласть повеселиться всем городом. Маленькая мышь смогла, как и в старину, сотворить чудо. Предпринимательский дух моментально объединил горожан, не желавших мириться с медленным угасанием некогда процветающего города.
Засучив рукава, мышкинцы принялись устраивать «Фестиваль Мыши». Ежегодные гулянья впитали неуемную фантазию всех трудолюбивых мышкинцев от мала до велика. Так появились первые музейные экспонаты, а слава о радушии жителей сделала Мышкин популярным местом отдыха среди жителей Центрального федерального округа России.
Что послужило катализатором столь резкого изменения стиля жизни в Мышкине? Известно, что мысли имеют тенденцию материализовываться. Горожане поверили в старинную легенду, давшую название их любимой местности. По легенде, один князь прилег отдохнуть на берегу Волги, проснулся же от того, что по его лицу проползла мышка. Вначале князь рассердился, но потом увидел, что мышка спасла его от подползающей змеи. Увидев, как легенда западает в душу туристам,для предприимчивых мышкинцев не составило особого труда перепевать ее на разные лады и организовывать тиражирование.
Неизвестно, кто обучал мышкинцев на семинарах по экономике впечатлений, но они, не совершая никаких грубых ошибок и располагая очень скромными личными средствами, создали свою уникальную индустрию туристической дестинации. В начале 90-х годов в городе открывается первый в России Музей Мыши, экспонаты которого создаются руками детей и сотрудников музея. Энтузиазму горожан не было предела, и они стали дарить свои коллекции музею Мыши, за ними потянулись с подарками и гости города. Разве это не цепная реакция, высвобождающая громадную энергию? Мышкину оказалось под силу составить весомую конкуренцию всем городам Золотого кольца. Не замечать яркую народную экспозицию Мышкина чиновникам от культуры было уже трудно.
Жители городка, похоже, и не собираются ничего согласовывать в кабинетах Минкульта, знают себе цену и открывают все новые и новые музеи, экспозиции и туристические объекты. Мышкинцы мечтают построить гостиницы. Каждый день пребывания туриста в городе – это дополнительные деньги, оставляемые туристами. Мышкин превращается в музей под открытым небом. Туристическая лихорадка всему находит применение – традиционные народные постройки (дома купцов, амбары, кузнецы, бани, мастерские) обладают громадной притягательной силой. Сейчас это уже 16 построек на нескольких гектарах исторической земли, и, похоже, горожане не собираются останавливаться.
В 2008 году в Мышкине торжественно открыли Дворец мыши «Мышиные палаты», а описывать многочисленные ежегодные фестивали («Мышь-2008», «Русские валенки», «Олимпиады Смеха»), региональные и всероссийские научные конференции и чтения (краеведческие, литературные и православные. Собирайтесь компанией или всей семьей и приезжайте в Мышкин заряжаться весельем и бодростью духа. Это про Мышкин великий русский поэт писал: «Тамрусский дух, там Русью пахнет». Читателей журнала «Конкуренция и рынок», наверное, заинтересовала работа «кухни» и «мозгового штаба», сумевшего направить мечты жителей о более радостной жизни и осуществить синергетический прорыв из бездны, сотворенной Минкультом.
Для этого следует вернуться в 1966 год, когда местные краеведы, вдохновленные каменщиком Владимиром Александровичем Гречухиным, смогли привлечь горящие детские и юношеские души к своим исследованиям истории Ярославской области. Юные музейщики стали собирать свои коллекции народного быта. Коллекции быстро разрастались, и их уже было сложно хранить в домах, квартирах и сараях.
Обратив внимание на плохо сохранившийся остов здания кладбищенской церкви (храма Иконы Божией Матери всех скорбящих Радости), за три года дети сделали здание пригодным для обживания и собрали свою первую музейную экспозицию. В единственном отапливаемом помещении – Совете музея – зимними вечерами проходили заседания археологического кружка и разрабатывались планы научной деятельности. Юные краеведы из Мышкина смело мечтали, как привлечь внимание жителей городка к родной истории.
Так на окраине Мышкина среди старинных надгробий и вековых берез созревал детский коллектив музейщиков. Когда в Мышкине построили новую школу, музейщики выпросили бывший склад купца Калюкина, где располагалась столярная мастерская старой школы. С этого дня детскомолодежная организация приняла свою первую программу развития – это была сверхзадача: создание музея под открытым небом. Началась эпоха «территориальной войны» с соседними организациями. Чиновники Минкульта «прошляпили» очаг возрождения русской народной культуры у себя под носом. Мышкинский народный музей в жестких условиях рос. На Руси много отзывчивых людей. И они как могли помогали юным музейщикам, которые в этнографических экспедициях неустанно находили артефакты и расширяли свои коллекции предметов русского городского и сельского укладов жизни.
И потянулся тоненький ручеек первых туристов. Ими стали ученики местных школ, отдыхающие из пионерских лагерей и домов отдыха. Появились первые заработанные на экскурсиях и сувенирах деньги. Так стартовала индустрия туризма города Мышкина в Ярославской области. Полусотня мальчишек и девчонок Мышкина нашла свое дело, и теперь они были готовы биться с равнодушными за осуществление мечты – Мышкинского народного музея под открытым небом.
Благодаря энтузиазму детей, поддержанному краеведа миВ. А. Порецким, А. С. Молочковым, А. К. Салтыковым и искусствоведом Ю. Герчук, Мышкин ворвался в «большой туризм». Городу вернули городской статус и исконное название.
В 2007 году туристы, посетившие Мышкин, приобрели в нем услуг и сувениров на 16-18 млн руб. Это ли не доказательство, что творческое прочтение своей национальной истории при взаимодействии с индустрией туризма дает продуктивный результат?
Полностью статью читайте в журнале «Конкуренция и рынок» февраль 2009 №1 (41)
- Войдите, чтобы оставлять комментарии