
Журнал «Конкуренция и рынок» май 2009 №2 (42) I Сергей Москвин, доцент, к. т. н., руководитель направления КСМ
Противоборство стран и компаний ведется методами законными (деловая, конкурентная или бизнес-разведка) и незаконными (промышленный, или индустриальный, шпионаж, бизнес-пиратство и т. д.). Фронт этой войны распределен во времени и пространстве и проходит прежде всего в головах разработчиков, носителей и потребителей релевантной информации, необходимой для принятия тех или иных стратегических управленческих решений. Степень адекватности этих решений в условиях тотальной конкуренции определяет, очевидно, масштабы потерь и убытков конкретного субъекта рынка, стратегию преодоления кризисных явлений, возможные формы международного сотрудничества и т. д.
Мало кто сомневается, что в качестве главного источника экономического роста и успеха в конкурентной борьбе сейчас лидируют не природные ресурсы, а инновационные идеи.
В борьбу за конкурентные преимущества, ресурсы, рынки вовлечены миллионы людей: ученые, инженеры, изобретатели, экономисты, преподаватели вузов, патентоведы, политики, профессионалы разведки и служб безопасности, промышленные шпионы, чиновники и предприниматели.
Как показывают исследования, от результатов деятельности технико-экономической разведки (ТЭР) зависит состоятельность не только предприятий и отраслевых союзов, но и экономики регионов и государств. Конкуренция, конкурентоспособность, в свою очередь, тесно связаны с понятием защищаемой информации и коммерческой тайны, которая, в частности, является одним из важнейших ресурсов предприятия. Согласно исследованиям, даже 20% конфиденциальной информации, попавшей к конкурентам, в 50% случаев уже в течение месяца приводит к финансовому краху предприятия. Полная утрата защищаемой информации (секретов) фатальна: средняя фирма после этого способна продержаться на рынке от нескольких дней до нескольких часов.
В истории добычи и активного заимствования чужих техникоэкономических и организационных секретов есть заметные вехи, связанные и с Россией. Родоначальником российского промышленного шпионажа стал Иван Грозный, а не царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, с его приказом Тайных дел, и не император Николай I, сформулировавший первое задание российской научно-технической разведке. Так, в 1556 году в грамоте, адресованной Иваном Грозным новгородским дьякам, говорилось, что немецких пленных мастеров нужно продавать не в Литву или в Германию, а направлять в Москву. Тому, кто сообщит о нарушении данного требования, полагалась премия. Виновных приказано было брать под стражу до особого царского распоряжения. Это была попытка более рационального использования пленных, чем просто получение за них выкупа.
При Петре I приглашение иностранных мастеров ста ло одним из элементов ускоренного развития российской промышленности. После первой заграничной поездки царя в Россию вместе с ним приехало 900 человек, от вице-адмирала до корабельного повара. Вообще Петра I сегодня можно назвать гением инноватики, основанной на заимствовании зарубежных прогрессивных технологий.
Иностранным мастерам были созданы все условия для работы. Контракт заключался сроком на пять лет и предусматривал возможность беспошлинного вывоза из России всего нажитого за эти годы имущества. Если иностранец хотел уехать раньше срока, то российские власти проводили расследование, не было ли притеснений со стороны местного населения. От приглашенных мастеров требовалось одно – обучать местных жителей тонкостям и секретам своего ремесла. Наверное, за всю историю Российской империи это был самый благоприятный для иностранных специалистов период.
Тогда же широко практиковалось приглашение зарубежных военных специалистов. Офицеры российской армии и флота за рубежом не только обучались, но и выполняли разведывательные задания, например, изучали иностранные технологии в военном судостроении.
Екатерина II продолжала традиции предшественников и регулярно приглашала квалифицированных мастеров в Россию, чем вызывала скрытое недовольство конкурентов, в частности правительства Франции. В 1821 году в Англию поехал механик нижнетагильских горных заводов братьев Демидовых Е. А. Черепанов. Истинная цель поездки – изучение водоотливных машин. По возвращении он не только раскрыл принципы их устройства, но и подготовил необходимую техническую документацию. Под его руководством на Урале построили несколько водоотливных машин. Демидовы не только сэкономили огромные средства, но и получили более совершенное оборудование.
Благодаря заимствованию иностранных технологий в России была решена и другая задача – создание первых паровозов и железнодорожных путей. В ноябре 1830 года по инициативе военного министра А. И. Чернышева Николай I дал указание собирать сведения обо всех открытиях, изобретениях и усовершенствованиях «как по части военной, так и вообще по части мануфактур и промышленности» и немедленно «доставлять об оных подробные сведения».
Для сбора и обработки информации всемерно привлекались отечественные ученые. В июне 1876 года в США на празднование 100-летнего юбилея принятия Декларации независимости приехал великий русский ученый Д. И. Менделеев. Его поездку организовало Императорское русское техническое общество, активно сотрудничавшее с российской разведкой. Во время ознакомительной поездки по США ученому предстояло, помимо прочего, выполнить также две задачи, непосредственно связанные с индустриальным шпионажем.
В тот период российские промышленники пытались решить проблему удешевления добычи нефти. Из начавших работать 100 нефтедобывающих компаний выжило только четыре. Остальные закрылись, не выдержав конкуренции с более дешевой американской нефтью.
Д. И. Менделееву предстояло выяснить, как американские компании смогли значительно снизить себестоимость добычи нефти. По результатам поездки по стране и многочисленных встреч Д. И. Менделеев подготовил подробный анализ ситуации и дал рекомендации по удешевлению нефтедобычи. Говоря современным языком, он выполнил системный функционально-стоимостный анализ и научно обосновал стратегию снижения издержек и повышения уровня конкурентоспособности.
В ХХ веке инициатор ускоренной индустриализации СССР И. В. Сталин создал государственную систему активного заимствования зарубежных технологий и широкого практического внедрения инноваций с использованием не только отечественного, но и зарубежного научного потенциала.
Различные ведомства, объединив усилия, сконцентрировали колоссальные организационные и финансовые ресурсы на стратегических и прорывных направлениях. С 30-х годов XX века в Советский Союз эмигрировали многие квалифицированные специалисты из Германии, США, других стран, велась активная добыча других источников информации. Для полноты и объективности картины отметим, что в новейшей истории промышленных стран деятельность по добыче и адаптации технологий повсеместно только возрастала. По оценкам ЦРУ, ряды «охотников» за западными технологиями насчитывали примерно 20 тысяч восточноевропейских граждан.
А согласно докладу той же организации от декабря 1986 года, страны Варшавского блока ежегодно выделяли более $2,5 млрд на приобретение документов и оборудования западных предприятий, КБ и НИИ.
Несмотря на многовековую историю, термин «промышленный шпионаж» (ПШ) впервые был использован в начале 1960-х годов на одном из семинаров для управляющих высшего звена, организованном Р. Б. Мэттьюсом из Службы управления расследованиями Великобритании. Целью ПШ является получение достоверной качественной информации о деятельности конкурента, производственных и технологических процессах, торговой и сбытовой стратегии, объективных результатах НИОКР, перспективных разработках, рынках сбыта, кооперации, ресурсах и финансовой политике.
Полностью материал читайте в журнале «Конкуренция и рынок» май 2009 №2 (42)
- Войдите, чтобы оставлять комментарии