USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Власти Коми отняли у муниципалитетов доходы от наружной рекламы

Депутаты Госсовета Коми большинством голосов с подачи республиканского правительства вопреки мнению предпринимателей и муниципалитетов приняли наспех подготовленный закон, согласно которому функции управления рынком наружной рекламы от администраций городов и районов Коми будут переданы сроком на 10 лет специально создающемуся государственному казенному предприятию. Интересно, кому и зачем понадобилась неожиданная реформа этой отрасли.

Законопроект с весьма туманным названием «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных на территории Коми, и органами государственной власти Коми» появился на сайте теперь уже не существующего регионального министерства информатизации, связи и массовых коммуникаций в начале сентября. Поскольку было непонятно, что и зачем собираются перераспределять, на этот документ никто не обратил никакого внимания. Между тем он касался всех предпринимателей, занимающихся наружной рекламой, а также муниципалитетов, получающих доходы с этого рынка.

Согласно пояснительной записке, дела на этом рынке обстоят из рук он плохо, власти городов и районов только и делают, что нарушают федеральный закон «О рекламе». В частности - в ряде районов десятки рекламных конструкций эксплуатируются без утвержденной схемы их размещения. По результатам проведенного аудита, из 2 547 проверенных объектов 793 определены аудиторами как нетиповые, в Сыктывкаре на часть из них не выданы разрешения, а у более 200 срок действия закончился. Работа же по выявлению и демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций на уровне муниципальных образований не организована. Поэтому авторы законопроекта полномочия в этой сфере намерены передать на уровень республиканской власти. Это позволит унифицировать рынок наружной рекламы, установить единые требования к ее внешнему виду и размещению, переработать схемы размещения в соответствии с требованиями законодательства, а также с учетом требований безопасности и архитектурно-художественного облика городов и районов. В общем, республиканская власть взялась навести порядок.

Это подтвердил и заместитель руководителя администрации главы Коми Евгений Морозов. «Наша задача - не задавить рекламный рынок, а упорядочить. Будет и пролонгация договоров, но они будут переподписаны теперь с республикой. С каждым мы будем разбираться индивидуально», - заявил он журналистам.

У предпринимателей скоропалительный закон вызвал лишь недоумение. Исполнительный директор Коми республиканского отделения «ОПОРЫ России» Михаил Кононов признался, что пока трудно сказать, что из этого получится. «А вот то, как проходило обсуждение - а оно никак не проходило, - вызывает тревогу, - отметил он. - Вывесили законопроект на сайт, не предупредив ни нас, ни даже Общественную палату. А ведь у нас есть соглашения с администрацией главы и министерством экономики, по которому мы проводим оценку регулирующего воздействия и общественные обсуждения принимаемых нормативно-правовых актов. Но к нам никто не обращался. Видимо, задача у них была такая. Никто из игроков рекламного рынка не знает, как будет наводиться порядок».

Как считает исполнительный директор «ОПОРЫ России», республиканские власти не имеют об этом никакого понятия.

«В первоначальном варианте они намеревались создать некое государственное предприятие с численностью сотрудников 22 человека, - рассказал Михаил Кононов. - Потом решили, что это будет казенное учреждение, в котором будет работать 6 человек. И как они справятся при такой большой республике? Им же придется не вылезать из командировок, чтобы повсюду согласовывать эти схемы. Как им узнать, что можно ставить в далекой Ижме или Усть-Цильме, а что нельзя? А вот у муниципалитетов эта схема уже давно отработана».

Не в восторге от такого перераспределения полномочий и муниципалы. «Наша позиция по этому вопросу отрицательная, и она доведена до Государственного совета Республики Коми», - сообщил на брифинге накануне принятия закона и.о. главы администрации Сыктывкара Владимир Голдин.

По поводу возможных потерь для городской казны временный мэр сказал, что рассматриваются различные варианты решения вопроса - вполне возможно, что бюджет Сыктывкара получит компенсацию. «Но я, честно говоря, в это не особенно верю, - признался Владимир Голдин. - Да, в Сыктывкаре в рекламном бизнесе не все делается корректно. Да, на этом рынке нужно наводить порядок совместно с республиканскими властями. И мы готовы сотрудничать. Но принимаемый закон вызывает у нас ряд вопросов и опасений. И мы их высказали в письменном виде».

Нельзя сказать, что все народные избранники безропотно проголосовали в Госсовете РК за принятие крайне спорного закона. Депутат Татьяна Саладина сообщила, что от 9 предприятий, занимающихся наружной рекламой, а также от Общественной палаты Коми поступили обращения отложить принятие этого документа.

«Нам говорят, что республиканский бюджет не пострадает, но пострадают бюджеты муниципалитетов, - заявила парламентарий. - По информации депутатов, только в 2017 году муниципальное образование городской округ «Сыктывкар» предполагает получить от наружной рекламы порядка 14 млн рублей, что соответствует расходам бюджета на содержание семи дошкольных образовательных учреждений».

«Этот законопроект не прошел общественной экспертизы, - заявил депутат Олег Михайлов. - Тот вариант, который был выложен в интернете, не соответствует тому, что мы рассматриваем. Кроме того, не проведена независимая антикоррупционная экспертиза, хотя, по мнению некоторых экспертов, он носит ярко выраженный коррупционный характер. Один из мотивов принятия закона - необходимость унификации архитектурно-художественного облика городов. Но не будем забывать, что Республика Коми - один из крупнейших регионов Российской Федерации, у нас много городов и сел. И подходы к размещению рекламных конструкций могут быть разные. Поэтому целесообразно оставить это на откуп муниципалитетам».

По мнению депутата, не выдерживает критики и экономическая мотивация. Регулировать рынок наружной рекламы, согласно закону, будет государственное казенное предприятие, на создание которого придется потратить 8,1 млн рублей. Получается, что большая часть доходов уйдет на образование этой структуры, а вот муниципалитеты их лишатся.

В итоге 5 депутатов проголосовали против закона, один воздержался, но 22 парламентария нажали кнопку «за». Таким образом, исполнительной власти республики удалось в срочном порядке продавить закон, позволяющий только-только сформированному правительству самому рулить отраслью наружной рекламы и получать с нее доходы. Ответ на вопрос, зачем понадобилась такая спешка, видимо, содержится во фразе, брошенной депутатом Михайловым: документ носит «ярко выраженный коррупционный характер».

Популярные