USD 73.98₽
EUR 80.54₽

Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 13.03.2019 N 309-КГ18-16754 по делу N А60-54508/2017
если объект закупки — оказание услуг, в рамках которых будет осуществляться поставка товаров, которые попадают под действие Постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий,.... , ограничение допуска нужно устанавливать.

Думается, такая позиция относиться не только к медицинским, а ко всем товарам, допуск которых ограничен ВС, дело пересмотрено (очень редкий случай) решение УФАС отменено.
В этом Определении - правовая позиция, которая будет применяться судами.

Краткая фабула дела: Общество обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия заказчика, полагая, что аукционная документация в части установленных ограничений допуска отдельных видов медицинских изделий, описания объекта закупки, положений проекта контракта нарушает положения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" По результатам рассмотрения жалобы управлением  принято решение в соответствии с которым жалоба общества признана необоснованной. Не согласившись с принятым решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим требованием. Суды трех инстанций ФАС поддержали.

Правовая позиция ВС:
При исследовании представленных в материалы дела доказательств, суды установили, что предметом проводимой закупки является поставка слуховых аппаратов, требования к которым установлены в техническом задании, а также оказание услуг по слуховому протезированию (проведение осмотра получателя врачом сурдологом-оториноларингологом, подбор слухового аппарата согласно аудиометрическим данным получателя, а также согласно медицинским рекомендациям, индивидуальную настройку слухового аппарата, инструктаж, консультационную помощь по правильному пользованию слуховым аппаратом, выдачу слухового аппарата получателю), в связи с чем сочли, что контракт, заключаемый по результатам проводимой закупки, является смешанным договором, в котором присутствуют элементы договора возмездного оказания услуг и договора поставки.

При этом суды отметили, что аукционная документация заказчика правомерно не содержит ссылок на Постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление N 102), поскольку ограничения, установленные данным постановлением, распространяются исключительно на поставку медицинских изделий, а не на оказание услуг, в данном случае - слуховое протезирование.

Вместе с тем суды указали, что описание объекта закупки по позиции 1 технического задания аукционной документации соответствует требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе, так как установленные значения показателей в названной документации позволяют оформить заявку на участие в электронном аукционе, предложив к поставке товар, отвечающий потребностям заказчика. Кроме того, используемые заказчиком характеристики являются стандартными для данного предмета закупки.

Выражая несогласие с оспариваемыми судебными актами, общество полагает, что ограничения допуска медицинских изделий, происходящих из иностранного государства, установленные постановлением N 102, распространяются не только на товары, но и на оказываемые услуги, в связи с чем при закупке услуг по слуховому протезированию подлежат применению положения постановления N 102.

По мнению Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении дела судами трех инстанций не было учтено следующее.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе.

В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В силу пункта 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе, информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 7 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 утвержден Перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливается ограничение допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень).
К таким медицинским изделиям согласно перечню постановления N 102 (в редакции, действующей в период проведения аукциона) относятся слуховые аппараты неимплантируемые с кодом ОКПД 26.60.14.120 по вступившему в силу ОК 034-2014, закупаемые заказчиком в рамках спорной закупки.

Суды, исходя из буквального содержания документации об аукционе и проекта контракта, правомерно установили, что предметом закупки в данном случае являются именно закупка товаров (медицинских изделий) и закупка услуг (слуховое протезирование), а проект контракта как неотъемлемая часть документации об аукционе не является договором оказания услуг, но относится к смешанному договору, содержащему элементы договора купли-продажи товара и возмездного оказания услуг.

В связи с тем, что в рассматриваемом случае в рамках приобретения услуг по слуховому протезированию заказчиком также планировалось осуществить, в том числе и закупку медицинских изделий, извещение об аукционе и аукционная документация в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (пункт 7 части 5 статьи 63) должны были отражать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства, предусмотренные постановлением N 102.
Между тем указанные требования постановления N 102 не были учтены заказчиком и уполномоченным органом при составлении документации об аукционе.

Ирина Мосягина, руководитель юридической службы ООО "A&B Legal"

Популярные