USD 73.98₽
EUR 80.54₽

В Заполярье строители вынуждены голодать

Строительство крупных объектов в Мурманской области, в том числе для Министерства обороны, идет с нарушением всевозможных норм закона и откровенным беспределом по отношению к рабочим, пишет портал «Общественный конроль». Скандал следует за скандалом, уголовные дела возбуждают одно за другим. Но строители так и не получают своих зарплат. Люди уже отчаялись добиться своих законных денег и готовы объявить голодовку.

На некоторых стратегических, к слову сказать, объектах рабочие уже голодают - им просто не на что купить еду. Недавно в Заполярье с официальным визитом побывал заместитель министра обороны Тимур Иванов. В программу его рабочей поездки входило в том числе и посещение строящихся объектов. Но региональных журналистов туда почему-то не позвали. Видимо, побоялись вопросов, которые могут поставить военного чиновника в неловкое положение. Что неудивительно, поскольку вразумительно объяснить, как работают подрядчики и субподрядчики на военных объектах и куда исчезают огромные деньги, выделяемые на строительство, ни у кого не получается.

Больше всего проблем в последнее время возникло со строительством военного аэродрома недалеко от столицы Северного флота - Североморска. В центре скандала оказалось предприятие «Аэродромы. Мосты. Дороги», с которым сейчас разбираются контролирующие органы. Его работники, месяцами не получающие зарплату, уже несколько раз собирались объявить голодовку. Сначала руководство предприятия сетовало на разработчиков проекта аэродрома. Мол, они допустили ошибки в документации, из-за чего проект не может пройти государственную экспертизу. А пока ее нет, то и денег от министерства обороны не будет.

В общем, получилось практически то же самое, что и с космодромом «Восточный». Потом с документами разобрались, но порядка больше не стало. Заработную плату людям так и не выплачивали. Местное руководство пеняло на Москву, где находится головной офис «АМД», и заявляло, что во всем виноваты столичные начальники. «За время задолженности (а это с сентября прошлого года) в Москве сменилось несколько директоров предприятия, - рассказал бывшая работница отдела кадров заполярного представительства «АМД» Ирина Корская. - Каждый из них через некоторое время покидал свой пост, поэтому добиться от кого-то из них денег невозможно».

У федеральных подрядчиков, работающих в Заполярье, вообще развязаны руки, потому что большая часть строителей набирается вахтовым методом. В Мурманской области они не имеют никаких прав, и даже заполярные прокуроры и трудовая инспекция защитить их не могут. Не нравится работать бесплатно, уезжай домой. «А где брать деньги на билет? - задаются вопросом строители аэродрома. - Правоохранительные органы уже два уголовных дела возбудили по невыплате заработной плате - в Мурманске и Москве. Правда, денег в наших карманах это не прибавило, хоть все и заявляют обратное. Кому-то должны 15 тысяч рублей, а кому-то и 400 тысяч рублей - весьма ощутимую сумму».

Уже третье по счету руководство «АМД» (два предыдущих директора уже под следствием) ссылается на то, что сначала нужно выплатить долги по налогам, а потом уже заработную плату. А сделать это сложно, потому что происходит некая, понятная только узким финансовым специалистам, неразбериха с банками и счетами. Когда ее удастся преодолеть, неясно. При этом у рабочих, живущих в Мурманской области, есть хотя бы небольшая надежда получить деньги, потому что иски в их интересах подала региональная прокуратура. Она же сейчас пытается разобраться, где остальные деньги, которые неосторожно пообещали людям некоторые сотрудники контролирующих инстанций.

Но не лучше, по словам местных рабочих, ситуация и на строительстве ракетохранилища. Этот объект также возводится для военных в окрестностях Североморска. Основным подрядчиком является петербургская компания «ПитерСтройСервис», чей головной офис находится в Северной столице. Строители, работающие на площадке, признаются, что голодают и делают это, в отличие от коллег из «АМД», не в знак протеста, а из-за отсутствия денег. «Часть не получали деньги с весны, - жалуются строители. - Другие за два летних месяца. Правоохранительные органы обязали работодателя расплатиться с долгами. Но на практике они собирались перечислять деньги по почте и по минимальному размеру. И до сих пор никто денег не получил».

Строители считают, что работодатель использует обычную мошенническую схему, когда людей кидают, заставляя увольняться, а потом разными посулами набирают новых. При этом представители подрядчика претензии бывших и нынешних работников отвергают. Они считают, что строители занимаются шантажом. «Людям был переведен аванс в 15 тысяч рублей, - заявляют в компании-подрядчике. - Однако они саботируют работу, вместо того чтобы заниматься делом».

Помимо военных объектов, имеющих стратегическое значение для обороны страны, периодически вскрываются мошеннические схемы и с большим гражданским строительством, куда также вкладываются федеральные деньги. Это и жилье для военных, которое не достраивается, а деньги исчезают. Скандал возник и на таком крупном проекте, как строительство восточной объездной дороги. Она должна сделать заполярную столицу более доступной для автолюбителей из центральных регионов. Но местные работники тоже недавно подняли панику из-за проблем с зарплатой, в которых сейчас тоже разбираются правоохранительные органы.

И, кажется, что никто не понимает, что подобное положение дел сказывается прежде всего на качестве возводимых объектов. Если люди постоянно меняются, то кто будет отвечать за конечный результат? А потом где-то будут рушиться казармы, и (не дай бог!) не туда полетят ракеты, хранившиеся не по правилам из-за плохо построенных хранилищ.

Популярные