USD 73.98₽
EUR 80.54₽

В СЗФО генподрядчики сильно задолжали малому бизнесу

В субъектах Северо-Западного федерального округа обострилась проблема долгов крупных коммерческих заказчиков перед малыми и средними предпринимателями. И если рынок госконтрактов, где тоже существует немало трудностей, находится под пристальным контролем прокуратуры, антимонопольной службы и законодателей, рынок коммерческих контрактов регулируется слабо. Можно ли исправить ситуацию?  

В Новгородской области насчитываются сотни инцидентов, когда субъект малого и среднего бизнеса, единственный исполнитель реальных работ в длинной цепочке подрядчиков и субподрядчиков, остается без денег. Чаще всего страдают строительные компании, но проблема актуальна и для других отраслей.

«Схем, по которым образуются долги, несколько, - делится информацией член совета Союза предпринимателей Новгородской области Юлия Ротанова. - Генподрядчик, один из многочисленных субподрядчиков или субсубподрядчиков может обанкротиться. И даже если конечный исполнитель, выполнивший работы, выигрывает суд, взять с предприятия-банкрота, как правило, нечего. А компания, стоящая перед банкротом в подрядной цепочке, за действия последующего звена ответственности не несет. Распространена и другая схема - генподрядчик просто отказывается платить деньги, всячески затягивает этот процесс. А когда начинаются судебные разбирательства, выясняется, что генеральный подряд выиграла фирма с уставным капиталом в десять тысяч рублей, и все ее «имущество» - это стол, стул и просроченные платежи за аренду офиса».

Как считает эксперт, основная причина, по которой в сфере коммерческих заказов копятся долги, связана с недостаточным государственным регулированием этих экономических взаимоотношений. Сейчас коммерческие торги регламентируются статьями Гражданского кодекса РФ, а права и обязанности сторон, штрафы и неустойки за невыполненные или неоплаченные работы прописываются в контракте. Может ли малое предприятие повлиять на формулировку контракта, который составляет гигантская корпорация, - вопрос риторический.

«В результате единственный реальный исполнитель работ в цепи «заказчик - генподрядчик - многочисленные субподрядчики» остается самой незащищенной стороной, - продолжает Юлия Ротанова. - До конечного подрядчика и так доходит незначительная сумма, когда каждое звено отщипнет себе кусочек от финансового пирога. А отсутствие оплаты за выполненный заказ для многих субъектов МСП равносильно экономическому краху, ведь нередко этот единственный контракт кормит всю малую компанию».

Проблема неплатежей актуальна и для петербургских компаний. Так руководитель малого предприятия, которое специализируется на строительстве и реконструкции объектов нефтегазовой отрасли рассказывает. «Наши основные клиенты - дочерние общества крупнейших российских производственных холдингов. Однако солидный статус клиентов не защищает нас от недобросовестных действий и генподрядчиков, и подрядчиков. Ввиду того, что авансирование работ и закупки материалов, как правило, отсутствует, наша малая компания фактически становится инвестором при реализации тех или иных проектов. И мы вынуждены привлекать помимо собственных денег еще и заемные средства, - отмечает он. - При имеющихся же договорных сроках оплаты выполненных работ, доходящих до 90 календарных дней, просрочки возникают регулярно, причем они нередко доходят до полугода-года. Это приводит к возникновению серьезных кассовых разрывов в организации, от которых в первую очередь страдают наши контрагенты. Как следствие, страдает и деловая репутация нашей компании».

Долги перед подрядчиками образуются и в системе государственного и муниципального заказа. К примеру, и в Новгородской, и в Калининградской областях к июню текущего года региональные и муниципальные структуры не выплатили предпринимателям порядка 600 млн рублей, сообщает «Российская газета». Это колоссальные суммы для небольших субъектов.

Так или иначе, на региональном уровне проблемой недоимок по госзаказам занимается прокуратура - надзорный орган регулярно вносит представления, по результатам которых чиновников привлекают к ответственности. На федеральном уровне идет законодательная работа, призванная предотвратить образование государственных и муниципальных долгов в будущем. Весной Минэкономразвития направило в Минюст проект поправок в федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Документ распространяет предельный месячный срок оплаты выполненного госконтракта на всех подрядчиков. Раньше правило действовало только для малого и среднего бизнеса.

Кроме того, Минэкономразвития предлагало наказывать чиновников, которые тянут с авансированием и оплатой товаров, работ и услуг по госконтрактам, штрафами на сумму от 20 тысяч до 30 тысяч рублей. Проект соответствующих поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях опубликован для общественного обсуждения.

Как считают представители бизнес-сообщества, совершенствовать законодательство необходимо и на рынке коммерческих закупок. Во-первых, следует задуматься о переносе ответственности обанкротившегося субподрядчика на предшествующего «субчика», генподрядчика или заказчика. Чтобы компания, подрядившая потенциального банкрота, могла расплатиться с исполнителем работ, которому этот банкрот не выплатил деньги.

«Во-вторых, я бы предложила создать на федеральном уровне реестр юридических лиц, которые не рассчитываются с подрядчиками, - рассуждает Юлия Ротанова. - Причем не список названий фирм - мы все понимаем, что можно закрыть компанию «Рога и копыта», чтобы открыть «Копыта и рога». Необходимо внести в реестр фамилии, имена, отчества и индивидуальные налоговые номера генеральных директоров и собственников компаний, которые два и больше раз становились «слабым звеном» в подрядной цепочке. Чтобы малый предприниматель мог выбрать: работать на свой страх и риск с бывшим собственником нескольких обанкроченных фирм или отказаться от этого заказа. В-третьих, мне кажется, следует на законодательном уровне сокращать цепочку «заказчик - исполнитель работ». Генеральными подрядчиками должны быть структуры, у которых есть необходимая техника и рабочие руки для выполнения работ, а не владельцы стола, стула и неких административных ресурсов, позволивших им получить заказ.

Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Георгий Дыханов выступает против дополнительного регулирования отношений между предпринимателями. По его мнению, закон достаточно защищает и заказчиков, и подрядчиков, а сбой возникает на уровне судебной практики. «К сожалению, пока институт судов и судебных приставов в нашей стране не работает по принципу экономической целесообразности, -  говорит Георгий Дыханов. - Арбитраж зачастую отказывает в принятии обеспечительных мер, в том числе - в наложении ареста на денежные средства или иное имущество, принадлежащие ответчику, когда истец обращается с заявлением в суд. Разбирательство могут назначить через месяц, и длиться процесс может еще месяц. За это время должник, разумеется, успеет распродать свое имущество. И исполнитель работ, даже выиграв суд, останется ни с чем. Судебные приставы также не до конца используют свои возможности для взыскания средств: не накладывают арест на счета и имущество, не ограничивают должникам выезд за рубеж, когда это бывает возможно и необходимо. Вспоминаются и совсем абсурдные ситуации. К примеру, в одном из городов Ленинградской области крупная организация задолжала небольшому предпринимателю 2 млн рублей. В тот момент, когда шел суд, должник обанкротился. Когда стали разбираться, как такое могло случиться, выяснилось, что сотрудник регионального управления налоговой службы совершил ошибку. А истец остался без 2 млн рублей. Схожая ситуация произошла в Калининградской области при банкротстве одного из муниципальных предприятий. При этом, если бы суды вовремя приняли решение о принятии обеспечительных мер, истцы не остались бы без денег».

Что касается переноса ответственности обанкротившегося субподрядчика на предшествующего «субчика» или генподрядчика, такой механизм, по словам калининградского бизнес-омбудсмена, уже существует. Речь идет об обеспечительных и залоговых платежах, которые в некоторых контрактах предусматриваются при заключении договора с генподрядчиком.

«Генподрядчик может нанять сколько угодно субподрядчиков, - продолжает Георгий Дыханов. - Но при наличии залогового платежа он понимает: если одно из звеньев окажется ненадежным, его залоговые средства достанутся либо заказчику, либо конечному исполнителю заказа. В идеале же должна работать система страхования контрактов, а отношения между заказчиками и подрядчиками должны регулироваться на рыночном уровне. Но пока правоохранительная и судебная системы не начнут максимально поддерживать справедливость и экономическую целесообразность этих отношений, страхователи не придут на рынок коммерческого заказа, а подрядчики продолжат требовать защиты на законодательном уровне».

 

Популярные