USD 73.98₽
EUR 80.54₽

В школах Петербурга стали чаще выбирать курс «Основы православной культуры»

В апреле родители петербургских третьеклассников начали выбирать, какой из образовательных модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будут изучать их дети в новом учебном году.

Дисциплина, введенная в 2012 году, до сих пор вызывает споры: одни считают ее слишком сложной для начальной школы, другие уверены, что нравственный фундамент необходимо закладывать именно в этом возрасте.

Курс предполагает 6 отдельных направлений. Заполняя анкету, родители могут указать основы мировых религиозных культур (МРК), светской этики, православной культуры либо изучение ислама, буддизма и иудаизма - все это отдельные предметы. Чаще всего петербуржцы выбирают первые три, однако, по данным комитета по образованию, за последнее время их соотношение показательно изменилось.

И если раньше подавляющее большинство родителей выбирало этику, то теперь уроки по основам православия посещают порядка 33% учеников, столько же - этики и МРК. Когда курс был только введен, половина школьников Северной столицы стали изучать светскую этику, около 40% - основы мировых религиозных культур и менее 10% учеников изучали основы православия. В прошлом году выбор распределился уже практически равномерно - каждый из трех образовательных модулей изучает треть всех учащихся четвертых классов.

Казалось бы, за прошедшее время с непривычным предметом и учителя, и родители разобрались. Однако специалисты считают, что окончательно дисциплина еще не сформирована, а вопросов к ней пока больше, чем ответов.

Одна из главных проблем курса - развести понятия «обучать религии» и «обучать религиозной культуре». Основы веры должны быть грамотно встроены в рамки закона о свободе совести и религиозных объединениях. Конечно, очень многое здесь зависит от преподавателя, но возникает вопрос: кто должен преподавать? Может ли это делать обычный педагог начальной школы или необходим верующий человек? - размышляет завкафедрой начального образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Юлия Глаголева.

Сейчас такие уроки, как правило, ведут учителя начальной школы, закончившие специальные курсы. И они совсем не обязательно сочувствуют какому-либо вероисповеданию, в большинстве даже наоборот. В некоторых городских гимназиях на помощь им зачастую приходят студенты Санкт-Петербургской духовной академии. Если же обратиться к «Основам православной культуры» как к одному из наиболее востребованных модулей, то здесь специалисты отмечают сложность учебника. Для учеников 4 класса учебник труден для понимания, это едва ли не самый сложный предмет в начальной школе, комментирует директор школы N 308 Центрального района Ирина Микляева.

По словам преподавателя истории гимназии N 402 Колпинского района Вероники Коплановой, курс введен с четвертого класса не случайно: с его помощью ученики получают знания, которые после не раз пригодятся им при изучении гуманитарных предметов. Благодаря знанию православной культуры можно нанизать на единый стержень литературу, русский язык, историю, краеведение и даже музыку, считает учитель. «Предмет требует совместной нравственной работы: учитель - семья - ребенок, а родители не всегда хотят участвовать. Им кажется, что гораздо проще научить говорить «здравствуйте» и «спасибо», поэтому они и выбирают светскую этику. Хотя на самом деле и этот модуль не менее глубок по содержанию».

Можно обратить внимание еще вот на какую тенденцию: соответствующий религиозный модуль не всегда выбирают для своих детей даже семьи глубоко верующие.. Конечно, отчасти это связано с неуверенностью в достаточной грамотности тех же преподавателей, но дело еще и в отсутствии миссионерского запала, подчеркивает заместитель председателя отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии иерей Илия Макаров. По его словам, люди привыкли к понятию «терпимость», у них нет мотивации делиться теми ценностями, которые они исповедуют. «Это неправильно - обозначать лишь спектр возможностей, но не давать никакого ориентира. С нашей точки зрения, религиозный модуль сегодня такой ориентир дает», - отмечает священнослужитель.

Произойдут ли какие-то изменения в преподавании «Основ религиозных культур и светской этики»? Пока неизвестно, но исключить этого нельзя - активные обсуждения предмета все еще продолжаются, а кроме того, Санкт-Петербург стал федеральной стартовой площадкой на 2016-2020 годы. Одно из направлений работы связано как раз с духовно-нравственной культурой народов России, и именно в Северной столице будут разработаны концепция и методические рекомендации по реализации этого направления в школах.

 

Популярные