В Петербурге активизировались турфирмы-однодневки

В Московском районном суде скоро начнется рассмотрение дела директора небольшой турфирмы «Трайв-Тур». Предпринимательницу подозревают в обмане 28 петербуржцев по известной схеме - деньги взяла, а отель и билеты не оплатила. Сумма ущерба превысила 4 млн рублей.

Как отмечают эксперты, история «Трайв-Тура» в некотором плане показательна: бизнес-леди имела обширные связи, много лет работала на рынке. Довольные клиенты рассказывали об удавшемся отдыхе своим друзьям и через сарафанное радио компания находила новые заказы. «Трайв-Тур» самостоятельно бронировала отели и билеты, несмотря на то, что для турфирмы это нарушение: формировать путевки пакетами имеет право только туроператор. Но люди закрывали на это глаза - знакомая же.

Летом прошлого года ситуация вышла из-под контроля. Несколько недовольных туристов стали штурмовать офис «Трайв-Тура» и требовать возврата денег. Анна Жихова, одна из пострадавших, рассказала, что обратилась к данной турфирме, чтобы слетать с младшей сестрой в Италию. Отдохнуть девушка планировала по высшему разряду. Подозрений в честности турфирмы не было - ей прислали копию ваучера на гостиницу, оплатили трансфер. Правда, по приезде в отель выяснилось, что он на самом деле не оплачен. Анна тогда подумала, что это недоразумение, и отдала деньги за проживание. Каково же было ее удивление, когда спустя 10 дней в аэропорту Марко Поло ей сообщили, что билеты на них с сестрой были забронированы, но не выкуплены. Так как время брони уже вышло, клиентке пришлось снова доставать кошелек и приобретать билеты не на чартерный, а на регулярный рейс, что вышло уже в разы дороже. Вернувшись в Петербург, девушка потребовала вернуть деньги за отдых и компенсировать переплату за авиабилет. В итоге в сентябре ей вернули часть стоимости тура, оставшиеся деньги тоже обещали возместить, но воз и ныне там.

Историй, когда турфирмы или их недобросовестные сотрудники брали деньги с клиентов, но не предоставляли им услуг, много.

Бытует мнение, что создать свою турфирму просто. Поэтому на рынке постоянно появляются новые игроки. Действительно, от них не требуется ничего сверхъестественного. Достаточно арендовать офис, нанять сотрудников и официально зарегистрироваться как юрлицо. Деятельность агентств не лицензируется. Если оператор, который продает путевку, обязан числиться в специализированном реестре, должен страховать свою деятельность, к нему вереницей ходят проверяющие, то за деятельностью турфирм в плановом порядке никто не следит. И только если агентство не выполняет условия договора, его деятельностью интересуются правоохранительные органы.

Михаил Житнухин, главный юрист Северо-Западного клуба защиты прав туристов, отмечает, что взыскать деньги за несостоявшийся отдых сложно в принципе, и не важно, идет речь об агенте или операторе. До сих пор подавляющее большинство петербуржцев, которые стали жертвами краха турфирм и операторов, случившегося в прошлом и позапрошлом годах, не могут вернуть свои деньги, заплаченные за путевки.

«С одной стороны, вся эта череда банкротств позволила очистить рынок от недобросовестных игроков. Но с другой - появилось очень много мелких компаний-однодневок, часть из которых даже не имеют юридических и фактических адресов, присутствуя исключительно в социальных сетях. И люди им верят, пересылают деньги. В обмен они не получают даже полноценного договора с реквизитами, - утверждает Михаил Житнухин. - Многие такие компании маскируются под известные бренды, имитируют логотип, повторяют названия».

Увы, блокировать подозрительные компании, которые не совершили ничего дурного, по закону нельзя. Единственный способ купить путевку без обмана - это тщательно проверять все документы. В частности, если турфирма не числится в ЕГРЮЛ и в документах не указан основной ОКВЭД 63.30 (именно под ним, как правило, регистрируются турагентства), это должно наводить на подозрения. А для доказательства того, что фирма реально взяла предоплату за тур, необходимо заключить договор в офисе агентства.

Официальный представитель Альянса туристических агентств по Северо-Западу Ирина Семенова отмечает, что сейчас все участники, и агентства, и операторы, находятся в достаточно сложном положении. «Чередой банкротств напуганы и сами люди. Некоторые турфирмы продают клиентам отели и билеты одним пакетом, что является нарушением законодательства. Исправить ситуацию в отрасли в целом помогло бы развитие саморегулируемых организаций (СРО). Это позволило бы защитить как туристов, так и сами агентства. В частности, при вступлении в СРО к участникам предъявляются достаточно жесткие требования, они касаются как оформления документов, так и самих принципов работы на рынке», - подчеркнула Ирина Семенова.