В Архангельске и Вологде вызов бригады «Скорой помощи» передали на аутсорсинг

В России техобслуживание бригад скорой помощи собираются передать в частные руки. Нововведение касается только медицинских учреждений и региональных бюджетов.  На пациентах это отразится только улучшением качества медицинских услуг.

Предполагается, что по новой схеме автомобили для перевозки больных будут предоставлять специальные компании. Пилотный проект 3 года работает в нескольких регионах страны, на Северо-Западе в нем участвуют Архангельская и Вологодская области.

По мнению властей, плюсы в том, что наконец-то главврачи медицинских учреждений перестали заниматься ремонтом машин скорой. Этим теперь озабочены частники. И где они заправляют автомобили, по какой цене, врачей не волнует. У них высвободилось больше времени на выполнение непосредственных профессиональных обязанностей. А самое главное - жители получили новое качество оказания услуг. В среднем врачи приезжают к пациенту теперь на 1,5 минуты быстрее положенного срока. Ведь жизнь человека порой зависит от секунд.

На Вологодчине новый механизм тестируется с 2013 года. Речь идет об аутсорсинге, т.е. передаче определенного вида деятельности другой компании, действующей в нужной области. За это время в регионе удалось обновить парк санитарных автомобилей не за счет покупки новых, а за счет заказа транспортных услуг у специализированных организаций. Аренда автомобилей предоставляется в рамках федерального проекта «Новая скорая и неотложная помощь». Автопарки Вологды и Череповца обновили почти на 100 санитарных машин, которые обслуживают в том числе и центральные районные больницы. Инвесторы на условиях государственно-частного партнерства привлекли в проект более 150 млн рублей.

В Шекснинский район, например, отправили 5 новых машин марки «Соболь», закупленных на частные средства. Как говорит главный врач центральной районной больницы Сергей Сахаров, в нынешних сложных экономических условиях обновить автопарк скорой помощи за собственные средства - задача невыполнимая. На поддержание материально-технического состояния старых машин больница тратила суммы, сопоставимые по затратам с покупкой нового автомобиля. Теперь все расходы возьмет на себя частник.

Что касается стоимости услуг, то, согласно прейскуранту, перевозка лежачих больных от подъезда до подъезда обходится в 1000 рублей. Если до квартиры без лифта – 1500 рублей, с лифтом – 1200 рублей. Транспортировка по району и области - 15 рублей за один километр, расстояние из расчета в обе стороны. С одной стороны, как будто и недорого, а с другой - у жителей области есть некоторые опасения.

«Я с ужасом вспоминаю тот момент, когда на старой машине везли мою дочь в родильное отделение районной больницы, - говорит Наталья Судакова. - Трясло всю дорогу, а потом еще и мотор заглох. Мы уже приготовились, что придется рожать прямо в машине. К счастью, успели. Поэтому парк автомобилей, конечно, надо обновлять. Всю рухлядь списать. Но боюсь повышения цен на услуги. Дорожает бензин, запчасти. Как будет восполнять свои потери частник? Перекладывать издержки на больных. Поэтому нужен контроль над тарифами».

В Архангельске частная скорая помощь под названием «Шанс» появилась в 2014 году, с июня 2015 года компания стала работать в системе обязательного медицинского страхования по всей области.

Прейскурант частной скорой выложен на сайте организации. Так, один выезд бригады в пределах Архангельска обойдется пациенту в 4500 рублей (без учета скидок и рекламных акций), транспортировка пациента – 3000 рублей плюс 50% от этой суммы, если пациент весит больше 80 килограммов, забор анализов на дому для лабораторной диагностики и доставка их в лабораторию без осмотра заказчика - 2000 рублей.

«Тарифы на медицинскую помощь для медицинских организаций, работающих в системе ОМС, утверждаются комиссией по разработке территориальной программы ОМС, в том числе для частных организаций», - прокомментировали расценки «Шанса» в областном минздраве.

По словам водителя и фельдшера Архангельской городской станции скорой помощи, все они имеют дополнительную ставку на частной скорой. «Работаем сутки через двое, то там, то там, - рассказал водитель кареты скорой помощи. - Зарплаты хватает только на жизнь, в итоге в месяц выходит около 25-30 000 рублей».

В настоящий момент на Архангельской станции скорой медицинской помощи не хватает специалистов: 2 врачей и 53 фельдшеров, а на северодвинской станции незанятых вакансий еще больше - 28 врачей, 32 фельдшера и 1 медсестра.

Общие итоги федерального проекта подведут до 1 июня нынешнего года. Специалисты проанализируют классы используемых автомобилей скорой медицинской помощи во всех пилотных регионах, условия, в которых они эксплуатируются, рентабельность транспортных услуг, а также механизм формирования тарифов, в том числе влияние стоимости содержания, ремонта, техобслуживания автомобилей и площади обслуживаемой территории на стоимость услуг. После этого будет решаться вопрос о целесообразности внедрения проекта на всей территории страны.

По данным минздрава РФ, ежегодно регистрируется 46 млн вызовов скорой медицинской помощи. Подавляющее большинство из них (80% дорожных аварий и 90% вызовов вообще) обслуживаются в течение 20-минутного интервала. Существует норматив: 84,7% всех выездов должны быть совершены именно за это время. По распоряжению правительства, к 2018 году их доля должна увеличиться до 89%.